Удивительно, но я хорошо это помню. Удивительно потому, что мне было
тогда года три. Мама предложила мне: «Давай поиграем». Что само по себе
было уже знаменательным событием, ведь у нее — работающей — всегда не
хватало времени и сил, и играли со мной в основном дедушка с бабушкой.
Иногда — папа. Конечно, я с радостью согласилась. Тогда мама взяла лист
бумаги, карандаш и начала на нем что-то рисовать. Круг, циферки,
стрелочки: «Ну, что это?» «Часы!» — радостно закричала я, думая, что
это и есть игра. «Правильно, — сказала мама. — А ты умеешь определять
по ним время?» Нет, такого я не умела. И на хитрый механизм обращала
внимание лишь тогда, когда мне, допустим, говорили: «Папа придет в
восемь. Когда маленькая толстая стрелочка будет здесь, а длинная и
тонкая — тут». Тогда я начинала неотрывно следить за упрямыми
медлительными стрелками. Вначале, конечно, я пыталась их перехитрить и
слегка «подгоняла» бег времени, переводя то часовую стрелочку, то
минутную, а то и обе сразу. Но, поняв бесплодность своих ухищрений,
научилась безропотно ждать назначенного часа. Хотя безропотно — это,
пожалуй, громко сказано. Естественно, как и большинство детей, я ныла и
канючила: «Да-а, а чего оно так медленно тянется?! Ну-у, это нечестно:
стрелки совсем не двигаются!»
Прошлое, настоящее, будущее
Начинать знакомить ребенка с понятиями времени можно, когда
тому исполнится 2-2,5 года. Это, конечно, не означает, что малыш в
таком возрасте должен уметь свободно определять, который час. Пока
достаточно просто научить его ориентироваться в таких понятиях, как
«сейчас», «потом» и «раньше». Для этого не нужно никаких особых
приспособлений или научных методов. Просто не уставайте повторять вашей
крохе: «Что мы сейчас делаем? Мы с тобой собираемся на прогулку. А что
будет потом? Потом мы вернемся домой, приготовим еду и пообедаем. А что
мы делали раньше, до того как начали собираться на прогулку? Мы играли
в кубики». Комментируйте все действия — свои, малыша, остальных членов
семьи, обязательно подчеркивая, к какому времени они относятся.
Кроме устных примеров, можно использовать наглядные картинки,
показывающие какой-нибудь процесс. Например, рост репки. Сперва дед ее
посадил, потом она стала расти, потом выросла большая-пребольшая, а уже
потом ее стали вытаскивать. Или посадили люди зерна, затем из них
выросли колосья, потом их скосили, перемололи на муку, а из этой муки
бабка сделала тесто, а из теста испекла колобок, а уж затем колобок от
нее убежал. Замечательным пособием могут стать и фотографии самого
малыша и его родителей. «Когда ты только родился, ты был вот таким.
Видишь, какой крохотный? Потом ты немного подрос и стал вот таким —
здесь тебе уже полгода, ты умеешь сидеть. Потом ты научился ползать.
Потом — стоять. Вот это — твой первый день рождения. А вот это —
второй. Видишь, как ты вырос. А сейчас ты уже вот какой. А потом еще
немного подрастешь и станешь таким. А потом пойдешь в школу и будешь
вот так сидеть за партой. А еще позже станешь вон каким. А уже потом —
совсем взрослым, как твой папа сейчас».
Важно, чтобы не только вы рассказывали маленькому человечку, но
и он вам. Просите его пересказывать услышанные сказки, увиденные
мультфильмы, описывать прожитый день, следя за тем, чтобы он не путал
порядок действий: «Значит, сперва Чебурашка встретился с Геной? А что
он делал до этого? Понятно. А когда появилась старуха Шапокляк?»
День, ночь — сутки прочь
После этого приходит черед изучить, что такое утро, день,
вечер, ночь. Эти понятия легко закрепить в игре. «Давай поиграем, как
будто сейчас утро. Что ты делаешь утром? Правильно, просыпаешься и
идешь умываться. А что мы делаем днем? Гуляем. А еще? Играем. Обедаем.
Вот так. Молодец! А что бывает вечером? Приходит папа, правильно. И что
мы делаем все вместе?.. Конечно, ужинаем! А ночью? Ночью мы все спим,
вот так: баю-бай». Точно так же можно играть и с любимыми игрушками
крохи, укладывая спать плюшевого мишку, потому что как будто настала
ночь, и водить кукол друг к другу в гости, так как сейчас понарошку
день.
А еще можно нарисовать четыре картинки, на которых будет
изображено разное время суток. Или сфотографировать один и тот же вид
из окна — утром, днем, вечером и, если получится, ночью. Дайте эти
картинки и фотографии ребенку и попросите рассказать, какое время где
изображено и почему. Когда он справится с этим заданием, предложите ему
разложить картинки по порядку: утро, день, вечер, ночь.
Когда этот этап будет пройден, настанет время переходить к освоению понятий «вчера», «сегодня», «завтра».
Точно так же, как и понятия «утро», «день», «вечер», «ночь»,
ваш малыш выучит и названия времен года. Помимо собственных рисунков,
для наглядности ему можно предложить и фотографии из любого календаря с
видами природы.
Если крохе еще трудно понимать и запоминать ваши объяснения — ничего страшного. Не торопите его, не раздражайтесь.
Человечку, знающему все времена суток, пора объяснить, что же
такое сутки и почему в разговоре мы иногда называем их просто «день».
Вслед за этим самое время запомнить, сколько дней в неделе, как они
называются и в каком порядке идут друг за другом. А знатоку времен года
уже можно предложить выучить названия месяцев — тут вам, конечно, снова
пригодится календарь. И — сказка «Двенадцать месяцев», позволяющая
сделать это обучение интересным и увлекательным.
Конечно, подобное возможно, только если ваш ребенок уже знает
цифры и умеет считать. А значит, готов учиться определять время по
часам. Для этого вам понадобятся специальные учебные часы. Главное,
чтобы они были достаточно большими и привлекательными, а также — чтобы
на них непременно присутствовали свободно двигающиеся стрелки, цифры и
деления.
Далее объясняйте в следующем порядке: как двигаются стрелки,
какая стрелка часовая, а какая — минутная, какая из них длиннее, а
какая — короче, какая показывает часы, какая — минуты, как
располагаются стрелки, указывая точное время (ровно час, два, три), как
располагаются стрелки, указывая половину того или иного часа
(полпервого, полвторого).
После расскажите: что в сутках двадцать четыре часа, что бывает
так называемое дневное время и ночное (вечернее), что тринадцать часов
и час дня — одно и то же, но в разговоре обычно говорят «час дня»;
Потренируйтесь с ребенком по-разному называть два, семь, десять
вечера, семнадцать часов, двадцать три часа, ноль часов, восемнадцать
часов тридцать минут и т. д.
Объясните, что: в каждом часе шестьдесят минут, что деления на
циферблате обозначают минуты, что от одного деления до другого — пять
минут (если на ваших часах нет еще меньших делений, по одному на каждую
минуту);
Поставьте стрелки в различные положения, уча малыша определять,
что такое «два часа пять минут», «семь часов пятнадцать минут», «один
час десять минут».
Расскажите, что полчаса и тридцать ми-нут — это одно и то же,
если минутная стрелка не дошла до цифры шесть, то есть до получасовой
отметки, говорят: столько-то минут такого-то (пять минут шестого,
двадцать пять минут третьего). Это то же самое, что и столько-то часов
столько-то минут (пять часов пять минут, два часа двадцать пять минут),
если минутная стрелка перешла цифру шесть (получасовую отметку),
принято говорить: без стольких-то минут столько-то (без десяти минут
семь — шесть часов пятьдесят минут, без пятнадцати час — двенадцать
часов сорок пять минут), пятнадцать минут часто называют четвертью,
потому что это ровно одна четвертая часть часа (60:15=4). Можно
говорить три часа пятнадцать минут, или пятнадцать минут четвертого,
или четверть четвертого. То же самое по поводу без пятнадцати и без
четверти.
Делу — время, потехе — час
Для закрепления полученных знаний предложите ребенку различные
задания: ставить на часах указанное вами время, определять, который час
показывают поставленные вами стрелки, самому выставлять время по своему
заданию и называть его вам. Отличным способом для усвоения новой
информации будет составленное с вашей помощью расписание. Возьмите
достаточно большой кусок картона и вместе с малышом напишите на нем в
столбик примерное время, когда он встает, умывается, завтракает, идет
гулять, смотрит телевизор — и так далее. Если малыш еще не умеет
читать, рядом с цифрами нарисуйте смешные картинки: человечек стоит на
кровати — подъем, человечек идет через дорогу — прогулка, человечек и
тарелка, человечек под душем, человечек лежит на кровати. Точно так же
можно сделать картонный круг или цветик-семицветик с днями недели и
движущуюся стрелочку, которая будет показывать, какой сегодня день.
Разместите все эти приспособления в комнате ребенка на самом видном
месте и старайтесь время от времени напоминать ему о них: «А какой
сегодня день недели? А какой был вчера? А что будет через два дня? А
что у нас сейчас по расписанию? А потом?» Кроме того, не забудьте рядом
с цветиком-семицветиком и расписанием повесить симпатичный перекидной
календарь, дающий юному исследователю возможность повторять названия
месяцев. И конечно же человечек, покоривший время, вполне заслужил
право на собственные часы: или наручные, или настольные, или настенные.
Пусть выбирает ребенок.