Категории каталога
Грудное вскармливание [10] Воспитание детей [47]
Детское здоровье [83] Питание детей [25]
Покупки для малышей [26] Уход за новорожденным [8]
Развитие малыша [70] Детская психология [7]
Детские сады [21]
Наш опрос
Какой интерес представляет для вас наш сайт?
Всего ответов: 343
Главная » Статьи » Малыш » Развитие малыша

Растим Цицерона

Искусство беседы с самыми маленькими

Ваш малыш стал немного старше. Он уже говорит отдельные слова, а может, даже связывает их в простые предложения. Сейчас от того, сколько внимания вы уделяете речевому общению с ним, зависят и успехи ребенка в освоении языка, и его интеллектуальное развитие в целом.

Лови момент!
Мозг малыша впитывает информацию как губка. А чем старше он становится, тем ниже у него скорость восприятия. Поэтому основы грамотной красивой речи закладываются в раннем детстве.

Сам себе акын
Говорите с малышом! Когда везете его в коляске или качаете на качелях. Обсуждайте события, произошедшие на прогулке, свои планы. Вспоминайте бабушек, дедушек, полюбившиеся стихотворения, короткие сказки, пойте песни. В общем, говорите обо всем доступным для крохи языком. Конечно, иногда хочется помолчать. Но с настоящим другом и помолчать интересно, да и ребенку тоже все чаще хочется подумать о своем. Самое главное: не отмахивайтесь от него, мол, еще маленький, не поймет.

О «фильтрах»
Я пришла к выводу, что малышу можно рассказать и объяснить очень многое. Детское сознание избирательно и воспринимает лишь то, что ему полезно знать. Если вы скажете что-то, что ребенку понять еще трудно, он просто «не услышит». Хотя, конечно, не стоит нагружать малыша всем тем негативом, который окружает его буквально повсюду и рвется в наш дом с экранов ТВ.

Родительские приколы
  • Все взрослые автоматически говорят с ребенком громче, чем обычно.
  • Шире открывают рот и сопровождают слова утрированно четкой мимикой.
  • Растягивают гласные звуки, чтобы выделить важное слово.
  • Повторяют отдельные слова или части предложения.
  • Говорят с определенной интонацией. Если тон повышается к концу фразы, мама старается приободрить малыша. Интонация понижается - значит, взрослый хочет успокоить ребенка.

Искусство спросить
Задавайте ребенку вопросы. Спрашивайте, какого цвета разные предметы, куда вы идете, на чем он катается, кто его катает, кого катает мама и т.д. Задав вопрос, сделайте паузу. Если малыш не отвечает, ответьте сами и через некоторое время или сразу повторите вопрос. Сложнее с вопросами «Почему...?» Ответ на них требует знания причины, которая иногда неочевидна для ребенка. Я советую взрослым вначале проговаривать слова «потому что...» и, возможно, одно-два слова еще, оставляя за малышом лишь концовку. Например: «Почему мы сегодня гуляем без курток?»«Потому что на улице...» «...тепло», - отвечает малыш. Постепенно он обязательно освоит эту модель.

Четырехлетний Webster
К концу третьего года жизни значительно возрастает запас слов, достигая 1200-1500. Согласно исследованиям, человек осваивает 90% своего словарного запаса до 4 лет!

Тамада для малыша
Играйте с ребенком в ролевые игры (в магазин, парикмахерскую, поликлинику), используя игрушки. Полезно проигрывать случаи из жизни.
Создавайте ситуации общения с другими родственниками. Пусть малыш зовет всех членов семьи к столу, звоните с ним вместе по телефону.
Вскоре вы поймете, что перед вами интереснейший собеседник с самобытным мышлением. Неважно, что многое в его речи понятно только вам. Удовольствие от общения от этого ничуть не меньше.

О нюансах
Когда ребенок освоил нейтральную лексику («большой», «красный», «вкусный»), можно вводить выразительные синонимы («гигантский», «алый», «восхитительный»).
Я заметила, что делать это лучше всего, когда малыш чем-то поражен:
- Какие большие колеса у трактора! - с восторгом кричит он.
- Да, просто гигантские! - с неменьшим энтузиазмом отзываетесь вы.
- Гигантские колеса! - зачарованно повторяет кроха.
Называйте подросшему ребенку детали и составные части предметов. Обыгрывайте разные суффиксы и формы слов, отражающие разные оттенки дополнительных значений - «домик», «глазища», «псина», «большущий» и т.д.

Уходящий поезд
Какой речь сформируется у малыша к концу четвертого года, такой она во многом и останется. Конечно, в дальнейшем наш язык пополнится, но огрехи речевого развития, пропущенные в детстве, все равно дадут о себе знать.

Словарные игры
Незаменимы для развития. Кроме того, помогут занять скучающее чадо, например, в очереди к врачу.

Игра в животных
Вы загадываете животное, хорошо известное ребенку. Малыш должен угадать, кого вы загадали. Важно давать определения, похожие на словарные статьи, чтобы ребенок приучался мыслить логически, но упоминайте также признаки, хорошо известные малышу. Например, определение к слову «кошка» может звучать так: это млекопитающее, домашнее животное средних размеров. Тело покрыто густой шерстью различного окраса. Отличается ловкостью и способностью ориентироваться в темноте. Охотится на мышей.
Впоследствии игру можно усложнять. Попросите ребенка загадать животное и дать ему определение. Или попросите его задавать вам вопросы и угадывать животных на основе ваших ответов.

Игра в слова
Это вариант хорошо известной игры «в города». Правила предельно просты - первый игрок говорит любое слово, а следующий должен назвать слово, начинающееся на последнюю букву этого слова. Например, трава - акула - артист и т.д. Кстати, у вас появится хорошая возможность прививать малышу первые навыки орфографии, объясняя, что «огурец» или «окно» начинаются вовсе не с буквы «а».

«Части целого»
Называется хорошо известный предмет. Нужно назвать его части. Для малышей будет полезнее держать этот предмет перед глазами. Детям постарше демонстрация необязательна. Представляя предмет, вспоминая его в подробностях, они будут развивать воображение и зрительную память.

«Что можно делать с...»
Вы называете предмет, а ребенок должен придумать как можно больше действий, которые можно производить с этой вещью. Например, что можно делать с вилкой? Есть, расчесывать волосы, рыхлить землю, рисовать на песке, что-то перемешивать и т.д. Эта игра вырабатывает гибкое неординарное мышление. Возможен и обратный вариант - вы называете действие, а ребенок перечисляет, чем можно его выполнять.

Части слова
Вы переставляете слоги в коротком слове. Ребенок должен его угадать. Например, вы говорите «са-ли», а малыш «ли-са». Хорошо начинать с имен собственных, особенно легко угадывается имя самого малыша.

Рифмы
Нужно придумать как можно больше рифмующихся слов, например: кошка - ложка и т.д. Кто знает, может, это поможет вам открыть в своем чаде поэтический дар?

Противоположности
Вы называете слово, а ребенок - его антоним, например: длинный - короткий, красивый - безобразный, добрый - злой и т.д.

Хитрости для Цицерона
  • Установлена связь между развитием мелкой моторики рук и речью. Новорожденному можно нежно гладить ручонки и перебирать пальчики. Когда малыш научится сидеть, давайте ему играть с фасолью, монетами, пуговицами (под вашим наблюдением). Учите различать предметы на ощупь.
  • Ученые установили связь между ползанием и речью. Как только малыш поползет, не сдерживайте его порывов первооткрывателя, пусть обследует всё жилище. Кстати, подобный способ передвижения помогает снимать стресс, так как способствует расслаблению плечевого пояса. Именно поэтому не стоит одергивать детсадовцев и даже школьников, которые вдруг уподобляются грудничкам.
  • Музыка и речь имеют много общего. К тому же в песнях слова запоминаются значительно лучше, чем в стихах. Включайте малышу приятную тихую музыку Не менее важно петь ребенку самой. Пойте в любой момент, когда позволяют обстоятельства и у вас хорошее настроение. Очень хороши песни во время кормления грудью. Народная мудрость гласит, что таким образом ваши установки усвоятся крохой даже лучше, чем рассказы в более старшем возрасте: как говорится, впитаются с молоком матери. Танцуйте с малышом на руках под хорошую музыку. Подыгрывайте любимым мелодиям или просто хлопайте в такт. Это поможет выработать у крохи чувство ритма.

Из Интернет-дневников
Сегодня еду в автобусе в магазин за оперативкой для сервера, звонит жена, спрашивает, где я. Отвечаю:
- За памятью еду, - поговорили, кладу трубу.
Рядом сидит мальчик лет 3-4 с мамой, смотрит на меня с недоумением, потом спрашивает у мамы:
- Мама, а куда дядя за памятью едет?
- Дядя едет к доброму волшебнику Гудвину за памятью, а еще он подарит дяде смелость, - автобус лежал...




Источник: http://www.nanya.ru/opit/10544
Категория: Развитие малыша | Добавил: Маруська (10.04.2008)
Просмотров: 611 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Пятница, 17.05.2024, 03:50
Приветствую Вас Гость
Форма входа
Логин:
Пароль:
Мини-чат
500
Поиск
Наша кнопка
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0