Категории каталога
Грудное вскармливание [10]Воспитание детей [47]
Детское здоровье [83]Питание детей [25]
Покупки для малышей [26]Уход за новорожденным [8]
Развитие малыша [70]Детская психология [7]
Детские сады [21]
Наш опрос
Какой интерес представляет для вас наш сайт?
Всего ответов: 342
Главная » Статьи » Малыш » Развитие малыша

О жизненном ритме ребенка
Большинство педагогов и педиатров мира настаивают на том, что здоровый, мало изменяемый под влиянием обстоятельств ритм дня, недели, года - это альфа и омега правильного развития ребенка! В этом утверждении действительно нет преувеличений. Давайте подробно разберемся, для чего нужен ритм и ритмичность в жизни маленького ребенка.

Все внутренние органы человека функционируют ритмично. Врачи, чтобы выявить здоровые и патологические состояния нашего физического тела, считают количество ударов пульса или сердечных сокращений в минуту. Наше дыхание также живет в своем ритме. И, если мы переживаем какие-то нетипичные для обычного бодрствования нагрузки или состояния (спортивная тренировка или излишнее волнение), дыхание и пульс тут же сигнализируют об этом. Как говорится, с нашим телом все в порядке, если мы "не знаем", где у нас сердце, печень, легкие, если мы не замечаем нашего дыхания. О пограничных с болезнью состояниях мы можем узнать даже из повседневной речи, когда говорим: "У меня аж сердце замерло (застучало)... Кровь прилила... Участилось дыхание..."

Одним словом, когда с нами все в порядке, мы не замечаем себя. Это происходит потому, что наши пульс, дыхание, кровообращение и пр. функционируют в своем здоровом, заданном еще до рождения, ритме. Понимая это, становятся понятными и слова Рудольфа Штайнера о том, что "Ритм является носителем здоровья"... Так же точно происходит и с маленьким ребенком. Он ощущает себя в полном порядке и защищенности, когда живет по строго выстроенному ритму. Ритму, а не "режиму", как это многие годы было принято называть у нас, и как это называется в местах не столь отдаленных. Вы только представьте себе, что сердце бьется по "режиму"!

Если ритм жизни младенца незначительно сбивается, то ребенок проявляет беспокойство, становится либо усталым, либо слишком возбужденным. Если ритм сбивается серьезно, то ребенок начинает болеть. Если ритм просто отсутствует, то эти качества (нервозность, раздражительность, возбужденность, или апатия - в зависимости от темперамента ребенка) становятся его постоянными качествами, несмотря на то, что изначально они ребенку не присущи.

Поэтому, если вы частенько жалуетесь приятелям, что у вас растет хулиган и каприза, - оглянитесь на себя: выстроили ли вы для своего ребенка ритм его жизни?

К слову сказать, ритм тем и отличается еще от режима, что первый не может быть раз и навсегда задан. Он должен меняться и плавно двигаться - в зависимости от обстоятельств и изменяющегося возраста ребенка. К примеру, дневной сон ребенка может год за годом изменять свои временные границы, но ночной сон должен соблюдаться, по возможности, строго и оставаться более или менее неизменным. Или время обеда застает вас где-нибудь в общественном транспорте, то понятно, что вы не станете тут же доставать ложки-слюнявчики, просто опоздание не должно стать нормой.

Ритм малыша очень хорошо дисциплинирует родителей: если через пару часов ужин или вечернее купание, - то мамочке пора прощаться с приятельницами и собираться домой, как бы хорошо ни сиделось.

Ритм малыша очень близок к некоему эталону биологического ритма. Летом после захода солнца, а зимой уже около 21 часа всё живое спит: все лесные и домашние животные, цветы, деревья и птицы. Поэтому во многих педагогических публикациях вы найдете это время - 21 час - как наилучшее для укладывания ребенка. А чтобы малыш спокойно засыпал, после 20 часов следует исключить все слишком шумные и веселые игры.

Если родители вынуждены работать допоздна, то младенцу лучше будет с няней, хотя в детском развитии мать никто не может заменить, даже родная бабушка. Ведь именно мать создает для своего малыша ритм, отвечает за ритмичность вообще. И не потому, что у нее "работа такая", а потому, что это глубоко живет в её внутреннем. Кроме родной матери никто не сможет привить ребенку и создать для него его собственный мир. Поэтому очень важно, архиважно не отдавать ребенка до трех лет в детский сад. И подумайте: не лучше ли посидеть с ребенком 3 года, а потом спокойно продолжать свой профессиональный путь, или же отчаянно делать карьеру и еще лет 18 все время выходить с ребенком "на больничный"? Здесь нет преувеличений. Ведь именно в первые 3 года жизни у ребенка формируются не только все основные навыки, но также и все физические органы и системы! И для здорового формирования родная мать необходима! Ребенок чувствует себя под материнской защитой - и все силы своего организма пускает на здоровое развитие. Находясь же под опекой хороших, но чужих людей, ребенок значительную часть своих внутренних сил пускает на беспокойство о маме, даже если это не заметно для воспитателя. Ребенок так и устроен: его силы могут идти либо туда, либо сюда, иного не дано.

Мамы, которые оставляют своего ребенка под присмотром няни или бабушки, рассказывают, что, по возвращении домой, их ребенка словно подменяют: по словам бабушки, он весь день был спокоен и играл, а тут пришла мама - и ребенок начал капризничать, не отходил от мамы и даже расплакался. Это как раз говорит о том, что он весь день "ждал" свою маму и выплеснул на нее все свое состояние, как только она появилась...

Общие рекомендации по ритму дня как младенца, так и дошкольника, могут выглядеть так:

1. Пытайтесь сохранить спокойным ночной сон ребенка. Ночной сон - это святое! Ночью ребенок как бы "перерабатывает", словно пищу, все свои дневные переживания, чтобы они стали его духовной пищей. Нельзя вмешиваться в эту работу души. Нельзя около детской кроватки смотреть телевизор, включать ребенку музыку, выяснять отношения. К слову сказать, включенная и надолго оставленная для малыша музыка учит его игнорированию! Ребенок привыкает к тому, что все время кто-то что-то говорит, и потом, уже в школьном возрасте, учителя будут жаловаться вам, что ваш ребенок совершенно их не слушает. Музыка для малыша - это прекрасно, но не больше, чем он может активно её воспринимать и наслаждаться. А это всего минут 15 в день, если мы говорим о ребенке-дошкольнике. Продолжительность сна должна быть не менее 8 часов, в ясельном возрасте - не менее 10 часов.

Укладывайте ребенка спать всегда в одно и то же время. Даже если вам кажется, что малыш не устал, 21 час - это время, по крайней мере, подготовки ко сну и совместной уборки игрушек ("Книжка тоже спать ложится..."). Конечно, в летнее время можно несколько подвинуть границы ночного сна, - какой сон, когда солнце еще высоко! - но это не означает, что укладываться нужно в полночь! Довольно распространена проблема, что дети, особенно в летнее время, "путают" день с ночью. Однозначно здесь то, что происходит это по вине родителей, не соблюдающих ритм дневной и ночной жизни ребенка.

2. В одно и то же время организуйте крохе завтрак, обед, полдник и ужин. Помните, что к приему пищи у ребенка должно сформироваться "здоровое чувство голода", т.е. малыш не должен что-нибудь жевать целый день без остановки.

3. Распланируйте день так, чтобы активная игра проходила также примерно в одно и то же время. Обзаведитесь семейными традициями (например, рассказывание сказки перед сном...).

4. Чтобы ребенок чувствовал себя защищенным и не боялся ночного сна, можно петь ему колыбельные песенки или рассказывать "сопровождающие" стихи.

Сон и прием пищи - это носители дневного ритма, поэтому наша родительская задача - сделать эти вещи для малыша не только ожидаемыми, но и желанными. Сделать так, чтобы ребенок хотел идти спать или кушать. Как же можно этого добиться?

Секрет в том, чтобы эти ежедневные процедуры были красивыми! Зажженная свечка на обеденном столе, красиво расставленная посуда, красиво оформленные блюда, песенки, приглашающие к трапезе... Вот то немногое, что может сделать каждая мама.
Кроме дневного ритма жизни ребенка существуют еще не менее важные ритм недели и ритм года.

Относительно ритма недели для малыша-ясельника, равно как и дошкольника, существенным будет то, какие привычки существуют в семье. Во многих семьях, где один, а часто и оба родителя работают и приходят домой довольно поздно, традиционно выходные проводятся вместе, всей семьей. Эти выходные дни для ребенка каждый раз могут стать настоящим праздником, и дети ждут их как чуда. Ну а если в семье принято проводить выходные где-нибудь на природе, или хотя бы в городском парке, или родители в выходные дни показывают для своего ребенка маленький импровизированный кукольный спектакль из "подручных", незатейливых материалов, то малыш с нетерпением будет ждать их и уже с понедельника спрашивать у мамы, когда же наступит эта волшебная суббота.

В ритм года входят, в первую очередь, все семейные праздники, а также праздники года, которые, кстати, также неплохо было бы перевести в разряд "семейных". Хорошо, если в каждой семье все эти праздники будут со своими уникальными традициями и обычаями, подарками и весельем.
Категория: Развитие малыша | Добавил: Маруська (13.01.2008)
Просмотров: 1772 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Среда, 21.02.2018, 00:03
Приветствую Вас Гость
Форма входа
Логин:
Пароль:
Мини-чат
500
Поиск
Наша кнопка
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0