С мифологией связан
огромный пласт нашей культуры. Прежде всего, это искусство -
скульптуры, рельефы, росписи, архитектура. Представьте вашего ребенка в
будущем. Сможет ли он жить, не зная о существовании прекрасной Венеры
Милосской или Аполлона Бельведерского? Сможет, конечно, но... Вряд ли в
обществе его примут за культурного человека. А сколько античных сюжетов
лежит в основе самых разнообразных произведений искусства всех времен и
народов? Вспомните фонтан «Самсон» из Петергофского дворца или
«Рождение Венеры» великого Боттичелли. А классическая литература? В ней
все время фигурируют мифологические сюжеты. А уж если взяться изучать
звездное небо - сплошь имена богов. Ну, а созвездия, это целые мифы!
Кстати, чтобы ответить на все возможные вопросы вашего почемучки по
поводу звездного неба, вам необходимо подготовиться, и в этом вам
поможет книга В. Калашникова «Мифы звездного неба» (М.: «Белый город»,
серия «Энциклопедия тайн и загадок», 2001).
С чего же начать?
Не бойтесь, что мифы «не по зубам»
дошколенку. Вам просто необходимо позаботиться о правильном изложении и
не утомлять малыша многочисленными деталями и пространным изложением.
Не стоит подробно рассказывать малышу, кто такие древние греки и
римляне, где и когда они жили. Это можно сделать позднее, в процессе. А
для начала нужно просто читать, а еще лучше рассказывать мифы как самые
обыкновенные и привычные сказки, даже не упоминая само слово «миф».
Помните: «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были...»
Ведь так можно рассказать и древнегреческий миф. Кстати, именно так и
поступил Корней Иванович Чуковский, взявшись рассказать малышам миф о
Персее: «В одном городе случилась большая беда. Прилетела откуда-то
крылатая женщина Медуза Горгона. Она медленно ходила по улицам, и
всякий, кто смотрел на нее, в тот же миг становился камнем». Ребенку
ведь совершенно не важно, где и когда это случилось, почему у этой
женщины такое имя. Главное, что сразу пошло повествование, развитие
событий. Сейчас на прилавках и лотках огромное количество книг с мифами
и легендами, адаптированных для детей. Есть даже книжки-раскладушки с
объемными картинками для самых маленьких. По-прежнему очень хорошим
вариантом остается книга Н.А. Куна «Легенды и мифы Древней Греции»,
выдержавшая уже не одно переиздание. И, пожалуйста, ни в коем случае не
пытайтесь познакомить ребенка со всем пантеоном многочисленных древних
богов. Малыш не в состоянии сразу запомнить имена и родственные
связями, их сложные взаимоотношения, а от избытка информации у него
может сложиться стойкое неприятие мифов вообще. Лучше познакомиться с
отдельными, самыми «популярными» богами (Афина, Зевс, Афродита,
Гермес), которые будут присутствовать в разных мифах. Это даст крохе
возможность постепенно привыкнуть к ним, запомнить их имена и понять
«сферу деятельности» каждого.
Какие выбрать?
Какие же мифы выбрать для первого знакомства? Наиболее яркие, с
понятным и динамично построенным сюжетом. Чтобы малыш не заскучал,
действие должно развиваться быстро и быть доступным для детского
восприятия. Вот некоторые из наиболее подходящих мифов, которые обычно
предпочитают дети. Прежде всего, конечно же, это рассказ о славных
подвигах могучего Геракла. История красивого юноши Нарцисса,
полюбившего свое собственное отражение. Сюжет о боге Аполлоне и нимфе
Дафне, превратившейся в дерево-лавр. Романтическая история о
талантливом скульпторе Пигмалионе и прекрасной статуе Галатее,
оживленной по его просьбе богиней Афродитой. Полная удивительных
приключений и подвигов жизнь Персея, победителя ужасной Медузы Горгоны
и освободителя прекрасной Андромеды. Долгие странствия аргонавтов в
Колхиду за золотым руном. Рассказ о Дедале и сыне его Икаре. Доверьтесь
вашей родительской интуиции. И не забудьте, по некоторым античным мифам
еще в советские времена были сняты замечательные мультфильмы, их можно
купить на DVD и видеокассетах: «Аргонавты», «Персей», «Фаэтон - сын
Солнца», «Лабиринт (подвиги Тесея)». Неплохие «мультяшки» на эту же
тему есть у известной компании «Дисней», в частности - фильм «Геркулес».
В музей!
После знакомства с мифами обязательно постарайтесь показать ребенку
картины и скульптуры, созданные по известным сюжетам. Так, москвичам
лучшего всего отправиться в Музей изобразительных искусств имени
Пушкина, где есть целые залы, посвященные только античной скульптуре.
Прийти сюда желательно не однажды, ведь все нужно рассмотреть в
деталях. Не спеша обойти вокруг каждой статуи, вспомнить, какие мифы
иллюстрирует та или иная скульптура. Тем же, у кого нет возможности
сразу отправиться в музей, остаются книги по искусству с прекрасными
иллюстрациями и слайды, которые стоит внимательно рассматривать, так,
как будто вы обходите скульптуру вокруг, по-настоящему. Ну, а чтобы
этот процесс был более интересным, предложите малышу после посещения
музея поиграть в игру «Ожившая статуя». Помните «Море волнуется
раз...»? Пусть малыш поставит себя на место персонажа мифа и
постарается с помощью подходящей мимики и позы передать его
эмоциональное состояние, представить: «Если бы это был я?» Так можно
поиграть, например, в Геракла, натягивающего лук. Примеряя на себя
движения, преодолев все трудности, замерев на миг, глядя в невидимую
для нас цель, ребенок действительно ощущает себя древне-греческим
богом, и здесь, помимо пластического уподобления, активно подключатся
эмоции. А то, что вызывает яркие эмоциональные переживания,
запоминается надолго. Не забудьте похвалить юного актера за удачно
сыгранный этюд. А если у вас двое детей, гораздо интереснее поиграть в
«Пигмалиона». Один ребенок будет «лепить» из другого увиденную
скульптуру. Эта игра на способность ребят действовать совместно,
стремление быть «лидером» (для «скульптора») и умение подчиняться
действиям другого (для «глины»). Очень полезно меняться ролями, чтобы
лидер в роли «глины» смог побывать в руках «скульптора».
Постепенно музейная обстановка станет привычной для ребенка. И вот
теперь, наконец, настало время для «Игры-реконструкции». Многие древние
памятники дошли до нас в плачевном состоянии - без рук, со стертыми
чертами лица. А что, если попробовать представить, какой была статуя
Артемиды в древности? Расскажите ребенку, что каждую скульптуру
раскрашивали: передавали цвет глаз, волос, даже тела. Одежда была
расписана узорами, статую украшали золотыми драгоценностями. Пусть
ребенок мысленно «реконструирует» древнюю статую: расскажет вам о
возможных деталях ее убранства, цвете и других подробностях. После
нескольких посещений музея, когда малыш будет уже хорошо
ориентироваться и в мифах, и в их скульптурных иллюстрациях, самое
время устроить «показательное выступление» для бабушки и дедушки, для
папы. Пусть малыш, в качестве экскурсовода, отведет их в музей, покажет
им знакомые скульптуры, расскажет, какие мифы они изображают. Увлекшись
скульптурой, не забудьте о живописи: существует множество картин и
русских и зарубежных художников, написанных на сюжеты античных мифов.
Античные рисунки
Вернувшись из музея домой, попробуйте нарисовать с малышом что-нибудь
из увиденного. Пусть в вашей домашней галерее появятся изображения
древних богов и героев. А еще их очень интересно лепить из пластилина.
Например, голову Медузы Горгоны со змеями вместо волос или крылатого
коня Пегаса. Здорово поиграть вместе с бабушкой и папой, инсценируя
услышанный миф или отрывок, например об аргонавтах. Можно пригласить
друзей и устроить настоящий спектакль. После чтения отрывка раздайте
роли малышу и приглашенным актерам. Из стульев мигом сооружаем корабль
«Арго» и отправляемся в дальний путь. Можно смастерить для себя и
друзей костюмы и головные уборы, например из бумаги, вылепить бусы и
серьги из пластилина. Мальчикам изготовить и украсить оружие: мечи,
стрелы и луки. А девочкам будет интересно изучить и попробовать на себе
прически античных дам. Ну, а еще можно встать на котурны, сгодятся и
мамины босоножки на платформе. В общем, разыгрывать сценки из мифов -
это настоящий древнегреческий театр!
Вот так незаметно, без напряжения и с
удовольствием малыш запомнит имена богов и воинов-героев, а заодно и
яркие, увлекательные сюжеты мифов. Их изучение превратится не только в
увлекательнейшие игры и путешествия, но и станет для малыша частью его
внутреннего мира, что, наверняка, пригодится в будущем.