Категории каталога
Грудное вскармливание [10] Воспитание детей [47]
Детское здоровье [83] Питание детей [25]
Покупки для малышей [26] Уход за новорожденным [8]
Развитие малыша [70] Детская психология [7]
Детские сады [21]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 639
Главная » Статьи » Малыш » Развитие малыша

Весь мир в одной коробке?
Одно из любимых детских занятий - конструирование, т.е. создание из отдельных элементов чего-то целого: домов, машин, мостов и пр. Это не только увлекательное, но и весьма полезное занятие. Когда реб?нок строит, он должен ориентироваться на некоторый образ того, что получится, поэтому конструирование развивает образное мышление и воображение. Конструируя что-то, т.е. соединяя части друг с другом, реб?нок подстраивает свою руку к деталям конструктора, благодаря чему развивается ручная ловкость и мелкая моторика. Кроме того, добиваясь определенного результата, он развивает целенаправленность собственных действий.

В педагогике различают три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу. Конструирование по образцу - когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема дома). Такая деятельность развивает произвольность. При конструировании по условиям образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки - большим). Решение таких задач способствует развитию мышления. Конструирование по замыслу развивает творческие способности. Но главное, конструирование позволяет ребенку из любых подручных средств создавать свой собственный неповторимый мир. Дети очень любят создавать игровое пространство из того, что есть под рукой: мебели, диванных подушек, бумаги, а также разнообразного природного материала (веточек, камешков, шишек и т.п.). Широкие возможности представляют простые картонные коробки: из них можно сделать домик и для кукол, и для самого малыша.
Для этой важной и чрезвычайно полезной детской деятельности существуют и специальные игрушки - конструкторы.

Одной из первых игрушек для конструирования могут быть простые кубики. Их можно использовать уже для годовалого малыша. Сейчас в продаже большое количество разных видов кубиков: есть традиционные деревянные, и пластиковые и даже кубики из мягких материалов. Пластмассовые и мягкие кубики, конечно, наиболее безопасны. Однако, поверхность деревянных не покрытых лаком кубиков лучше для развития тактильных ощущений.
Вначале малышу достаточно 2-3 кубика. Покажите ему, как построить башенку и дайте возможность разрушить ее. Любимое занятие маленьких детей - ломать сделанные постройки. Не расстраивайтесь, если сначала ребенок будет только разрушать. Это самое доступное для него и имеющее видимый результат действие. Держать в руке кубики, а уж тем более что-то строить из них гораздо сложнее. Но позже малыш научиться и этому, и строить ему будет уже интереснее, чем ломать. Покажите, как можно построить и другие простые конструкции: паровозик, ворота для закатывания машинки или мячика и т.п.
К 1,5 годам количество кубиков можно увеличить до 6-8 штук и строить не только башенку, но и домики с окошками: поставьте два кубика на небольшом расстоянии друг от друга, а сверху накройте третьим. Если у малыша получается, то попробуйте строить домик из большего количества кубиков.
В это же время малышу уже можно предложить традиционный набор строительных материалов, состоящий из деталей разнообразной формы: конусов, пирамидок, брусков и т.п. Такой строительный материал до сих пор не утратил своей актуальности. Благодаря простоте и разнообразным возможностям он интересен детям на протяжении всего дошкольного возраста. Есть, конечно, специальные наборы для маленьких с меньшим количеством деталей, но лучше сразу купить большой и самому отобрать небольшое количество деталей, а позже постепенно добавлять в игру остальные.
Попытки малыша строить по показанному образцу или самостоятельное манипулирование деталями от 1,5 до 3-х лет само по себе является игрой.

К 3-м годам конструирование приобретает для ребенка новый смысл. В этом возрасте оно тесно связывается с сюжетными играми. Интересная постройка может давать толчок к новой игре или менять ее направление. В свою очередь в игре для каждой куклы или собачки нужен свой домик, кроватка, стол. Горки для катания шариков, домики и мебель для кукол, гаражи, мосты и целые города - вс? это можно построить из разнообразных строительных наборов. Поскольку детали не скрепляются друг с другом, то постройки можно легко изменять. Например, если кукла "подросла" и ей нужен домик побольше, по мосту ездит очень много машин или река "разлилась" и мост необходимо переделать и т.п. Кроме того, отдельные детали таких наборов, могут быть предметами-заместителями, обозначающими в игре реальные предметы (утюг, расческу, машинку, и т.д.) и даже какими-нибудь персонажами.
В последнее время появляется вс? больше тематических наборов для конструирования. Они включают как детали для конструирования, так и фигурки животных, человечков или растений. Такие наборы дают возможность моделировать ту или иную среду: зоопарк, теремок, фермерское хозяйство, замок. Есть такие же наборы, позволяющие воспроизводить ситуации из современных фильмов: человек-паук, Гарри Поттер и др. Часто такие игрушки имеют очень ограниченные возможности непосредственно для конструирования, однако они открывают богатые возможности для игры. Персонажи - куколки и животные, небольших, удобных для ребенка размеров, позволяют разыгрывать разнообразные сюжеты: сказочные, бытовые, виденные на улице и дома или самостоятельно придуманные.

Следующие, уже традиционные для нас - блочные конструкторы из пластмассы, например Mega Bloks. Они обладают большим разнообразием: есть варианты и для самых маленьких, и для младших школьников. Для каждого возраста разработаны удобные по размеру детали (крупные для малышей, более мелкие для детей постарше). Возможны постройки домов и различной техники. В наборах обычно есть дополнительные детали в виде окон, колес и т.п. Сделанная из такого конструктора машинка будет легко катиться по столу или полу, а построенный дом не развалится.
Блочные конструкторы также могут быть тематическими и содержать фигурки людей и животных. Малыш может играть, а из деталей конструктора по необходимости создавать и изменять пространство для игры. Характерной особенностью таких конструкторов является совместимость деталей с любыми аналогичными наборами данной фирмы. Это позволяет значительно расширить игровые и строительные возможности конструктора.

К концу дошкольного возраста конструирование становится самостоятельной деятельностью и интересно ребенку уже само по себе, как возможность создания чего-либо. Начиная с 6-7 лет, можно предложить более сложные по способу крепления и более абстрактные конструкторы, например, с болтовым соединением. Наиболее известными среди них являются металлические конструкторы. Их детали представляют собой пластинки различной формы с дырочками и болты с гайками для скрепления пластинок между собой. Они позволяют собирать в основном различную технику: подъемные краны, вертолеты и т.п., а также познакомить ребенка с настоящими инструментами (отвертка, гаечный ключ) и их использованием.
Сейчас есть и пластмассовые варианты, предназначенные для детей от 3-х лет. Пластмассовые детали крупнее и отверстие под отвертку в болте больше, чем в металлических. Однако пластмассовая резьба довольно быстро стачивается.
Новые не так давно появившиеся в наших магазинах - магнитные конструкторы, из которых можно создавать необычные по форме и свойствам поделки. Они состоят из намагниченных деталей (разной формы палочек или пластинок) и металлических шариков. Конструируя, ребенок сможет увидеть и "потрогать руками" свойства магнитов. Использование магнитных свойств позволяет создавать оригинальные постройки: разнообразные архитектурные строения, памятники, конструкции с вращающимися частями, технику, модели животных и многое другое.
Еще один новый вид конструктора с деталями в виде палочек, которые соединяются по принципу сустава. За счет формы деталей, можно создавать фигурки динозавров, скелеты, различную технику, цепи ДНК и т.п. Крепление "сустава" подвижно: построенный динозавр может "ходить", "вертеть" головой и т.п.
Магнитные, трубчатые и суставные конструкторы подходят скорее для детей школьного возраста, поскольку такое моделирование имеет слишком абстрактный характер для дошкольников. Они хороши для использования в школе на уроках труда, геометрии, биологии, химии и физики. Ребенок сможет создать и увидеть модели молекул, геометрических тел и т.п. После наглядных примеров школьнику гораздо проще будет представлять необходимые в школьных задачах объекты. Поэтому такие конструкторы представляют определ?нную ценность для учебной деятельности.

Шеина Елена
педагог-психолог Центра игры и игрушки Московского городского психолого-педагогического университета
статья из журнала "Мама и малыш"
Категория: Развитие малыша | Добавил: Маруська (25.02.2008)
Просмотров: 848 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Понедельник, 06.05.2024, 14:29
Приветствую Вас Гость
Форма входа
Логин:
Пароль:
Мини-чат
500
Поиск
Наша кнопка
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0