Категории каталога
Грудное вскармливание [10] Воспитание детей [47]
Детское здоровье [83] Питание детей [25]
Покупки для малышей [26] Уход за новорожденным [8]
Развитие малыша [70] Детская психология [7]
Детские сады [21]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 639
Главная » Статьи » Малыш » Развитие малыша

Пора в музыкальную школу

Каждый ребенок по-своему талантлив, и задача родителей и педагогов - помочь ему найти себя. Чем раньше определится круг интересов и увлечений малыша, чем раньше он найдет дело по душе, которым, возможно, будет заниматься и став взрослым, тем увереннее он будет себя чувствовать, тем интереснее ему будет жить. Может быть, вы уже задумывались над тем, что спутницей вашего ребенка на всю жизнь могла бы стать музыка - это удивительное искусство, способное подарить радость и утешение, заставить хоть на миг забыть о житейских невзгодах.

        Не обязательно делать из ребенка профессионального музыканта - ими становятся все-таки немногие, а вот открыть вместе с музыкой огромный мир духовного богатства человечества может для себя каждый. Известно, что многие выдающиеся люди предпочитали музыкальные досуги любому другому: знаменитый физик Альберт Эйнштейн играл на скрипке, наш гениальный соотечественник Лев Толстой часто исполнял на рояле произведения своего любимого композитора Шопена. Но если в прошлом приглашение учителя музыки считалось обязательным элементом воспитания, то сегодня современная семья больше озабочена покупкой видео и компьютера. Хотя... Приходилось ли вам встречать малыша, равнодушного к музыкальным игрушкам: погремушкам с музыкой для младенцев, дудкам, свисткам, музыкальным шкатулочкам, губным гармошкам, бубнам и барабанам? Значит, еще не все потеряно, и может быть, стоит отвести ребенка в музыкальную школу? Туда как раз принимают детей пяти-шести лет, а прослушивания проводятся весной и осенью. Конечно, малыша надо немного подготовить, особенно если он не ходил в детский сад и еще не бывал ни на каких "экзаменах". На прослушивании обычно проверяют наличие музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти. Чаще всего, сначала просят спеть песенку - ее нужно подготовить заранее, чтобы ребенок не забывал слова и мелодию. Лучше выбрать какую-нибудь детскую песню, знакомую преподавателям, а то иногда ребенок бурчит под нос что-то непонятное из "взрослого репертуара", и педагогам музыкальной школы остается только гадать: то ли у ребенка нет слуха, то ли песня такая бездарная - из трех слов и одной ноты. Потом просят повторить, прохлопать ладошками предложенный ритмический отрывок (вполне доступный детям), проверяют музыкальный слух и чистоту интонации: нажимают какую-нибудь клавишу на рояле, а малыш должен повторить услышанный звук голосом. А вот еще одно проверочное упражнение: нужно сказать, не глядя на клавиатуру, сколько звуков преподаватель взял сразу: один, два или три? А затем попробовать спеть эти звуки по очереди. Не беспокойтесь, у большинства детей, обладающих элементарным музыкальным слухом, с этим проблем не бывает, поэтому малышу только важно понять, что от него требуют и не растеряться, оставшись без мамы. Если у вас дома есть инструмент, потренируйтесь (в пределах первой октавы). А потом еще могут попросить прочесть - "очень выразительно" - стихотворение. У стихов свой, особый ритм, и дети прекрасно с ним справляются. Если ваш ребенок уже занимался музыкой или его способности заинтересовали педагогов, могут возникнуть дополнительные вопросы. Например, проиграют мелодию и спросят: куда она идет - вверх или вниз? Ровно или "скачет"? и т.п. Но дети, имеющие способности, как правило, охотно отвечают на такие вопросы - им это легко.
        А теперь стоит поговорить еще об одной важной проблеме: выборе инструмента. Большинство родителей думает только о фортепиано. Может быть причина этого - наличие в доме еще бабушкиного инструмента. Так же выбирают баян и аккордеон - только тут "виноват" дедушка.
        Музыкальные школы, конечно, стараются приспособиться к "пожеланиям" родителей, но все равно на фортепианное отделение самый большой конкурс. Соперничать с ним может только гитара - там конкурс "делают" подростки, среди которых гитара до сих пор необыкновенно популярна. Школы по-разному выходят из положения: создают довольно дорогие подготовительные отделения (оплата в среднем - 150-180 руб. в месяц), ребенок учится там год или два, и за это время можно составить представление о его способностях и направить на фортепианное отделение или обоснованно отказать. В московской школе № 10 имени Бетховена во время очередного приема перед родителями обязательно выступает директор Л.Дмитриева: отметив огромный поток на фортепианное отделение, она советует родителям в случае непоступления прислушаться к рекомендациям педагогов (прослушивание проводит комиссия из нескольких человек), если они посоветуют другой инструмент, и сразу предупреждает, что школа выдает ВСЕ ИНСТРУМЕНТЫ, которые будут предложены взамен фортепиано - ничего покупать не надо. Да и плата на других отделениях меньше, чем на "конкурсном" фортепианном. Кстати, нужно заметить, что плата за детскую музыкальную школу не велика: эти государственные учреждения до сих пор доступны и семьям с невысокими доходами: в среднем от 5 до 15% от минимальной заработной платы. Это одно, но не главное преимущество музыкальной школы перед частными уроками. Важнее, что профессиональные педагоги-музыканты научат ребенка не только играть на инструменте, но и дадут основы теории и истории музыки, навыки хорового пения, чтения с листа, ансамбля, аккомпанемента. И, конечно, экзамены и зачеты в присутствии других учеников и педагогов каждому покажут, чего он достиг. Частные занятия в среднем стоят 50-60 руб. По объявлениям есть уроки по 120 руб. и, наверно, выше. Самое плохое, что часто уроки даются людьми случайными, скорее всего, лишь окончившими музыкальную школу, о педагогических приемах знающими только понаслышке, и, если родители не разбираются в музыке, такие люди избавлены и от всякой ответственности за свое "обучение". Конечно, есть и замечательные частные педагоги - добросовестные и знающие, но телефоны таких людей передаются по рекомендациям из рук в руки, из семьи в семью, как телефоны любимой няни или хорошего доктора.
        ...Вернемся к выбору инструмента. Очень прошу вас: прислушайтесь к совету педагогов, не отвергайте сразу и безоговорочно их предложения. Тем более, что выбор инструментов в современных школах огромен: всем известные скрипки, альт, виолончель, флейта, кларнет, гобой, труба, баян, балалайка, домра - и более редкие: арфа (помните, покупать не надо!), валторна, тромбон, туба, гусли, контрабас, ударные, орган, клавесин и многие многие другие, о которых вы, может быть, и не слышали.
        Конечно, надо видеть и прослушать ребенка, прежде чем рекомендовать ему какой-либо инструмент, но есть общие положения, о которых мы и поговорим.
        СКРИПКА - любимица многих композиторов, инструмент с необыкновенно красивым звуком, для достижения которого, однако, надо положить немало труда. Требует хорошего слуха, так как скрипач играет "по слуху", в отличие от пианиста, который, нажав клавишу "до", получит звук "до". А скрипач должен его найти и услышать, что это действительно "до". Педагог смотрит на ручки: мизинец должен быть не намного короче остальных пальчиков, чтобы ребенок мог обхватить гриф инструмента. Но наша жизнь полна парадоксов: да, для скрипки требуется отличный слух, но этот инструмент предлагают детям, которые не прошли на фортепиано - конкурса на скрипку сейчас нет: может быть, в этом вина наших скрипичных звезд, предпочитающих играть за рубежом? Заниматься на скрипке начинать лучше с 5-6 лет, когда пальчики и ручка гибкие.
        ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ - это деревянные духовые (флейта, кларнет, гобой) и медные духовые, из которых наиболее известна труба. Они требуют хорошего объема легких - нужно ведь не просто дуть, а звуки выдувать и притом разные. За время занятий объем легких, как правило, немного увеличивается, что благотворно влияет на здоровье ребенка. Интересно, что дети-астматики, страдающие приступами удушья, часто успешно занимаются в классе трубы, не испытывая при этом неудобств. Возраст для начала занятий, пожалуй, не имеет решающего значения. Однако маленькие дети не могут еще держать "взрослый" инструмент (он достаточно тяжелый), и начинающие трубачи делают свои первые шаги на горне, а кларнетисты, флейтисты - на деревянной блок-флейте. И еще: педагоги-кларнетисты обращают внимание на правильный прикус - этого требует техника игры на кларнете.
        Конечно, обо всех инструментах рассказать невозможно, но главное - чтобы способности ребенка и пожелания его родителей нашли разумное равновесие.
        ...И представьте себе, в Москве еще можно учиться музыке совсем бесплатно! Например, в Ансамбле песни и танца имени В.С.Локтева - он находится во Дворце детского творчества на Воробьевых горах. В оркестровые классы ежегодно проводится набор мальчиков и девочек 7-11 лет. Инструменты выдаются, и можно выбрать баян, балалайку, домру, флейту, кларнет, трубу, тромбон, ударные. Телефоны для справок: 939-8977 и 939-8243.
        А если ваш ребенок уже играет на каком-нибудь инструменте (брал частные уроки или ходил на подготовительное отделение) или даже сочиняет музыку, его приглашает Школа-десятилетка Сектора педагогической практики при Московской консерватории, старейшее учебное заведение Москвы - ей уже 130 лет. В этой школе вас могут заинтересовать отделения: фортепианное, струнное, смычковое, духовое, композиторское. Принимаются дети с 7 лет, играющие на каком-либо инструменте, причем прием проводится два раза в год: в мае (фортепиано, скрипка, альт, виолончель) и в сентябре (все отделения). Обучение бесплатное, и можно начать заниматься с любого класса (в соответствии с уровнем подготовки). Телефон для справок: 229-7795.
        Если вас заинтересовала тема нашего разговора, и вы хотите теперь обсудить ее в кругу семьи, возьмите брошюру "Музыкальное образование в Москве" (справочник), вышедший в прошлом году, в ней вы найдете информацию о музыкальных школах и музыкально-досуговых центрах по округам и сможете выбрать школу ближе к дому (брошюра продается в Доме книги на бывшем Калининском проспекте).
        А проблему выбора музыкального инструмента вам помогут решить книги Аркадия Кленова "Там, где музыка живет" и Клары Р.Хитц "В стране музыкальных инструментов" (обе книги неоднократно переиздавались, они есть и в детских библиотеках).



Источник: http://Автор: Чернодубровская Елена . журнал "Няня", 1998 год № 9
Категория: Развитие малыша | Добавил: Маруська (21.03.2008)
Просмотров: 745 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Понедельник, 06.05.2024, 14:30
Приветствую Вас Гость
Форма входа
Логин:
Пароль:
Мини-чат
500
Поиск
Наша кнопка
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0