Вы, наверняка, припомните
среди своих знакомых по крайней мере одну такую маму. Она водит малыша
на рисование и на ритмику, на английский и на фигурное катание. Они
постоянно куда-то спешат и опаздывают. И, уж конечно, такая мама не
может позволить ребенку такую роскошь, как самому завязывать шнурки на
ботинках. Потому что это пустая трата времени! Он провозится полчаса, а
завязывать все равно придется ей - так уж лучше она сразу это сделает:
сэкономит время и нервы.
Хотя совершенно очевидно, что ребенку в
дальнейшем, как бы ни сложилась его судьба - станет ли он фигуристом,
дизайнером, умение завязывать шнурки понадобится в любом случае.
Учиться этой премудрости все равно придется.
Мало того, самоощущение малыша, его уважение к себе базируется именно
на этих фундаментальных навыках. Они для него важнее любых других, ибо
они основа его независимости. Ребеночек инстинктивно стремится
научиться в первую очередь главным вещам: одеваться-раздеваться, есть и
«добывать» еду, открывать дверь, включать телевизор, мыть пол и чистить
зубы.
Есть мамы, которые неосознанно пытаются этому
препятствовать, сохраняя за собой «ключевые» позиции, удерживают
ребенка в зависимом состоянии. Если малыш не отличается сильным
характером и бойцовскими качествами, он может сдаться и позволит
одевать себя чуть ли не до школы.
Готовность и решимость осваивать навыки
самообслуживания большинство детей демонстрируют где-то в возрасте трех
лет, в период одного из кризисов взросления с доходчивым названием «Я
сам». Большинству малышей в этом возрасте еще не хватает ловкости, а
смотреть на их труды - тяжелое испытание. И потому некоторые родители
не выдерживают - откладывают обучение навыкам самообслуживания и
гигиены на некоторое время.
Но это неправильно. Конечно, пятилетний
ребенок выучится быстрее. Но за эти годы он может утратить главное -
желание учиться. Стимулы исчезают, теряются. Ведь трехлетка будет
безумно горд, когда впервые застегнет сам молнию на куртке. Пятилетний
же, освоив это мастерство, ничего не почувствует. И в самом деле, в
пять-то лет чем тут гордиться? Это все сверстники давно умеют!
Итак, давайте будет учиться вовремя и вместе.
Дети - элементарным навыкам самообслуживания. Мы - последовательности,
методичности и терпению.
Моем руки с мылом
Когда начинать приучать малыша мыть руки? Между полутора и двумя
годами, то есть как только вы сможете убедить ребенка не тянуть мыло в
рот, не пробовать его на вкус!
Осторожней
с критикой!- Если ваша дочь надела куртку вверх ногами, так, что капюшон
свисает к полу, не говорите ей: «Ну посмотри, как ты одела куртку», - а
скажите: «Смотри, какая глупая курточка, перевернулась вверх ногами!
Давай ее перевернем обратно!»
- Если сын ковыляет в башмаках не на ту ногу, не ругайте за
то, что он все перепугал. Обратите внимание ребенка на то, что ботинки
поссорились и не смотрят друг на друга. Предложите помирить их.
- Если узор на кофте или свитере, который должен быть спереди,
оказался сзади... Возможно, этот факт и вовсе не заслуживает внимания?!
Ведь ваш малыш сам, без всякой помощи, надел этот самый свитер! Если
вам с ребенком нужно куда-то идти, найдите способ переодеть одежду как
положено, не акцентируя на этом внимание, или заменить на другую.
- Если дочь не может соединить половинки разъемной молнии, не
говорите: «Дай я сделаю». Скажите: «Я знаю, это самое трудное. Давай я
начну, а дальше ты сама».
|
Процедуру следует разделить на этапы. Так ребенку будет легче запомнить:
- подставляем скамеечку, встаем на нее;
- закатываем рукава;
- открываем краны холодной и горячей воды;
- берем мыло;
- прежде чем положить на место мыло, его нужно сполоснуть;
- грязные места рук можно потереть щеткой;
- щетку тоже нужно сполоснуть;
- руки моем, пока не начнут «пищать»;
- закрываем сначала кран воды горячей, потом холодной;
- вытираем руки досуха.
Следите, чтобы малыш ничего не пропустил.
Помогайте вначале в трудных этапах - скажем, вычистить грязь из-под
ногтей или вытереть насухо тыльную сторону рук. Проделывать всю
процедуру с начала до конца самостоятельно чадо выучится не скоро. Да и
потом вам придется время от времени контролировать процесс, результат -
особенно.
«... и зубной порошок»
Освоить навык чистки зубов следует между полутора и двумя годами. Но,
несмотря на то, что вы начнете так рано, большинству детей необходима
помощь лет до пяти-шести и контроль до семи-восьмилетнего возраста. Приступим?
- Позвольте ребенку самому выбрать свою первую
зубную щетку во время совместного похода в магазин. Отправляйтесь за
ней специально и, вообще, сделайте из этого важное событие.
- Заранее дайте малышу возможность, причем регулярную,
наблюдать за старшими членами семьи, когда они чистят зубы. Пусть
родственники делают это так, чтобы кроха захотел попробовать сделать
это тоже.
- Сначала почистите ребенку зубы сами - пусть он запомнит
ощущения, движения. Делайте это перед большим зеркалом, так, чтоб чадо
видело, что происходит.
- Вообще, первые уроки чистки зубов лучше проводить мокрой
щеткой без пасты. При этом щетка должна быть мягкой, жесткая может
вызвать болезненные ощущения в деснах и отбить у ребенка охоту учиться
дальше.
- Теперь сам процесс. Вложите щетку в руку малыша, обхватите
руку своей и начинайте вместе. Сначала вверх-вниз. Потом из стороны в
сторону. Затем прополоскать рот и выплюнуть воду. Большинство детей
находят процедуру увлекательной и забавной. Постарайтесь не разрушить
это отношение.
- Научите малыша полоскать рот. Пока ребенок не научится
выплевывать всю воду не глотая, не давайте ему пользоваться зубной
пастой.
«И сейчас же
брюки, брюки...»
Как правило, к одеванию без помощи мамы дети проявляют интерес ближе к
двум годам, но почти все нуждаются в поддержке родителей, по крайней
мере лет до трех. А особенно сложные процедуры, например завязывание
шнурков, придется отложить еще на годик.
Как научить малыша одеваться? - Сначала пусть «помогает» вам одевать себя:
поднимает или вытягивает руки, сунет ногу в брючину, «поможет вам
разобраться», что надевать сначала, что потом.
- Поиграйте в прятки. Одежда закрыла лицо: где же наш малыш?
Вот он! Голова вылезает из горловины. Эта нехитрая игра позволяет
внести веселье в неприятную процедуру натягивания свитеров и футболок
через голову.
- Придумайте игры сами: вот змея заползает в нору, вот поезд
идет через тоннель. В процессе игры ребенок сможет незаметно
перехватить инициативу, почувствует желание одеваться самостоятельно.
- Покупайте удобную одежду, не создающую излишних трудностей
при одевании. Избегайте свитеров с тесным воротом, выбирайте штанишки и
юбки на резинке, а не на пуговицах.
- Девочкам хорошо помогают игры с одеванием кукол. Просунуть
кукольную руку в рукав бывает на первых порах намного проще, чем
собственную. Мальчик тоже может одеть любимого медведя в свои
младенческие распашонки и ползунки.
- Разобраться, куда просовывать голову, руки и ноги, задача
непростая. Она требует времени. Большинство детей быстро осваивают
технику одевания. На первых порах раскладывайте и давайте ребенку вещи
в «готовом» виде. У колготок можно скатать немного верхнюю часть, чтобы
стали видны отвер-
стия для ног. Свитеры и футболки кладут перед ребенком передом вниз,
отогнув немного спинку.
- Оставляйте на одевание достаточно времени: невозможно
учиться серьезному делу в спешке. Поэтому нет смысла затевать
самостоятельное одевание утром, когда вы спешите на работу. Ребенку
необходимо успешно довести дело до конца, чтобы почувствовать
удовлетворение и гордость. А вам необходимо спокойствие, чтобы это ему
позволить и без раздражения помочь.
Осваиваем
пуговицы и молнии
Застегивать одежду самостоятельно можно учить ребенка между двумя и
тремя годами. Правда, разъемую молнию вам придется еще довольно долго
вставлять в исходную позицию самим. Начнем.
- Правильно выберите пуговицы. Те, на которых
ребенок учится застегивать одежду, должны быть размером хотя бы с
металлический рубль или жетон для таксофона. Петли - достаточно
большие, чтобы пуговица легко проскальзывала в них. Если у молнии нет
никакого приспособления, облегчающего застегивание, сделайте его сами.
Для этого пропустите в отверстие замка кусочек веревки или кольцо для
ключей. Потом покажите, как вы соединяете концы молнии, и придержите
внизу, пока ребенок будет тянуть за колечко кверху.
- Застегивайте друг друга. Справляться с чужими пуговицами и
молниями значительно легче, чем с собственными. Поэтому для начала
позвольте ребенку тренироваться на вас.
Надеваем ботинки
Уже годовалый малыш может «помогать» вам, вставляя правильно ногу в
ботинок. А вот учиться обуваться самостоятельно он начнет лишь после
двух или даже ближе к трем годам. Шнурки лучше оставить на потом: детям
удается завязать их как следует только годам к пяти. А потому, если
есть такая возможность, покупайте обувь на липучках. Справляться с
такой застежкой ребенок может даже раньше, чем научится обуваться.
- Научите кроху различать, где правый ботинок, где левый.
- «Раскрывайте» обувь как можно шире, расшнуровывайте «по максимуму», чтобы ступня легко входила внутрь.
- Не забывайте хвалить ребенка, успешно преодолевшего хотя бы один из этапов.
- Показывайте маленькому человеку, как вдеваются и завязываются
шнурки. Если даже он пока не сможет воспроизвести эти действия, то по
крайней мере увидит и поймет.
- Большие шнурки удобнее, так что для упражнения можете дать ребенку ваши кроссовки или ботинки.