Игрушки очень важны для ребенка, для него они – не только друзья, но и средство развития. С помощью мишек, кукол, кубиков и машин дети познают окружающий мир, исследуют все вокруг, учатся общаться, узнавать и понимать самих себя. Вовсе не обязательно, что любимой игрушкой вашего малыша станет дорогая кукла или радиоуправляемый автомобиль. Настоящим другом ребенка может стать и простой пупсик или плюшевый мишка, и именно с ним он сможет делиться своими переживаниями, поругать его, пожалеть. С таким другом не так одиноко, когда родителей нет дома, он может помочь избавиться и от страха темноты, ему ребенок расскажет и о своих обидах, и о радостях. Конечно, у ребенка должен быть определенный набор игрушек, которые помогают развиваться, расширять кругозор, разыгрывать различные ситуации. Мы часто ориентируемся на себя при выборе игрушек, однако, взрослым порой нравится и кажется интересным совершенно не то, что нравится и интересно (а главное - полезно) детям. Игрушки для ребенка до года должны быть сделаны из таких материалов, чтобы их было легко мыть – ведь ребенок все тянет в рот. Они должны быть яркими, звучащими и ни в коем случае не маленькими и не огромными. В первом случае ребенок может подавиться игрушкой, во втором просто ее не поднимет. Нельзя давать малышам мягкие игрушки с длинным ворсом или мехом. В первые месяцы главные игрушки - это мобили, подвешенные над кроваткой, и погремушки. С полугода малышу становится интересно играть с простыми куклами и зверюшками, неваляшками, матрешками, музыкальными игрушками. В год нужно начинать учить ребенка собирать разноцветные пирамидки, складывать кубики – это поможет ему, во-первых, различать цвета, во-вторых, научиться отличать формы. Полезно составлять мисочки и похожие наборы разных форм, одна в другую. Это показывает ребенку разницу в размерах. Очень полезны игрушки-каталки и неваляшки. Для двухлетних детей нужны игрушки серьезнее. Пирамидки все еще актуальны, но они должны быть сложнее. Обязательно нужен мяч, с которым можно было бы играть и дома, и на улице. В два года ребенку можно давать мягкие игрушки. Дети уже не тянут их в рот и с увлечением с ними играют. Большая коробка или ящик в комоде приучат малыша к аккуратности. Показывать, как и куда убирать свои вещи, лучше в игровой форме. В три года ребенку можно купить несложный конструктор или паззлы. Этот возраст характерен тем, что ребенок начинает познавать мир взрослых и играть в «ситуативные» игры. Во врача, в маму-папу, в магазин. Правильной будет покупка парикмахерских наборов, чайных и столовых сервизов, принадлежностей доктора Айболита, мебели и других предметов, отображающих различные стороны реальности. В четыре года «ситуативные» игры усложняются, ребенок начинает больше фантазировать, рисовать, превращать конкретные предметы в воображаемые. Так простой карандаш может быть волшебной палочкой. Именно поэтому в таком возрасте наибольшую пользу ребенку принесут не покупные игрушки, а сделанные своими руками вместе со взрослыми. В пять лет малышу можно покупать различные головоломки, более сложные паззлы, - они не только развивают внимание и память, но и приучают ребенка к усидчивости, терпению. В шесть лет он будет рад необычному конструктору, моделям кораблей и самолетов, красивым фломастерам и занимательной настольной игре, разборному роботу-трансформеру, набору для шитья и вязания. Детям очень нравятся игрушки, сделанные собственными руками, особенно, если они становятся полезными для других. Радость и гордость вызывает в ребенке тот факт, что он умеет делать добро окружающим и любимым людям. Никогда не заставляйте ребенка выкидывать сломанные или устаревшие игрушки! Для него это символы его развития, с каждой связаны положительные эмоции и переживания. Это его детские воспоминания, это его друзья. Лучше отремонтировать их и отдать другим детям, подарить детскому саду. В дальнейшем дети учатся играть без игрушек, им все больше начинают нравиться подвижные игры со сверстниками. В играх ребенок учится выигрывать и проигрывать, подчиняться правилам, признавать выигрыш другого, общаться и работать совместно с взрослыми и сверстниками. |