Лишить ребенка детского
сада – это один из самых популярных среди родителей способов решения проблемы
«дурного влияния».
Детский коллектив – самостоятельный организм, живущий по своим строгим законам
и правилам. По силе воспитательного воздействия он ни в чем не уступает и даже
превосходит систему специально организованных занятий.
Говорить о настоящем коллективе мы можем тогда, когда дети достигли пяти-шестилетнего
возраста. На этом этапе их отношения со сверстниками оформляются в систему,
в которой каждый ребенок занимает свое место. Именно первый опыт существования
в ней и становится определяющим в умении общаться.
Почему важно, чтобы этот опыт приобретался именно в дошкольный период? Ведь
очень многие родители придерживаются того мнения, что пойдет в первый класс,
там и научится. Давайте попытаемся разобраться вместе.
Способность к общению психологи определяют, как индивидуально-психологические
особенности личности. Коммуникативные способности включают в себя несколько
компонентов. Во-первых – желание вступить в контакт с окружающими. Во-вторых
– умение организовывать общение: слушать собеседника, эмоционально сопереживать,
решать конфликтные ситуации. В-третьих – знание норм и правил, которым необходимо
следовать при взаимодействии с окружающими. Но такой порядок при организации
деятельности общения характерен для взрослых. У ребенка, тем более дошкольника,
эти три фактора стоят в обратном порядке. То есть на первом месте – знание норм
и умение им подчиняться, на втором месте – умение организовывать общение. И
только на основе первого и второго складывается третье – желание. Как правило,
детская замкнутость и застенчивость являются не столько особенностью темперамента,
сколько следствием несформированности способности к общению. Правда, бывает
и наоборот. У ребенка изначально присутствует непреодолимое желание общаться,
но если оно не основано на умении подчиняться нормам и правилам – это может
стать причиной различных отклонений в поведении. В общем, умению общаться ребенка
нужно научить, независимо от того, общителен он от природы или нет. Почему в
саду, а не в школе?
Чем раньше, тем быстрее
Дело в том, что, приходя в детский
сад в три-четыре года, дети находятся как бы в равных «стартовых» условиях.
Они все учатся общаться в игре и поначалу интересны друг другу не более, чем
предметы, их окружающие. Действовать со сверстниками ребенок пытается, как с
предметом, по принципу «действие-результат». Нажми посильнее, как на резиновую
игрушку, – он запищит. Эту естественную для малыша познавательную активность
многие мамочки поспешно принимают за раннюю агрессивность. Они пытаются оградить
ребенка от общения с «драчунами», а самих «драчунов» наказать. Таким образом,
лишая и тех, других, возможности приобрести первый опыт межличностного взаимодействия
и вынести из него полезные уроки. Грамотные же педагоги в детском саду из подобных
ситуаций извлекут пользу, не травмируя психику ни обидчика, ни обиженного.
Кроме того, все ситуации общения рассматривают в игре, неоднократно в течение
дня обыгрываются с детьми. Именно в ней дети приобретают навыки и умения согласовывать
свои действия со сверстниками, соотносить свои поступки с общественными нормами
поведения, подчиняться определенным правилам, независимо от своего желания.
Об адекватной самооценке
В совместной детской игре у ребенка
начинает складываться адекватная самооценка. Причем, чем ближе к школе, тем
второй компонент приобретает для ребенка «больший вес». А как бывает, если ребенок
растет дома? «Мама, давай поиграем в дочки-матери. Я буду мама, а ты – дочка».
«Давай!» – охотно соглашается мама, заведомо доверяя ребенку ведущую роль в
игре. «Давай, папа, играть в войну! Я – командир, а ты мой враг. Я тебя победил,
падай!» Папа артистично падает, а сыну без особых усилий достается победа. Если
бы он играл в аналогичную игру со сверстником, то ему пришлось бы сначала доказать
свое право быть командиром, а потом преодолеть нежелание «врага» быть побежденным.
В результате у «домашнего» ребенка формируется понимание того, что он всегда
диктует условия. С этой установкой он приходит в детский коллектив. Там к этому
времени есть свои командиры, «завоевавшие» право ими быть, признанные большинством.
Новичку очень непросто сталкиваться с ситуацией, когда его самооценка не совпадает
с оценкой со стороны сверстников. Что происходит в таких случаях? В зависимости
от индивидуальных особенностей, ребенок либо ходит «хвостом» за взрослым, либо
замыкается в себе, либо, пытаясь завоевать авторитет, начинает вызывающе себя
вести: драться, кривляться, — это не прибавляет ребенку популярности. У первоклассников
проблемы общения практически всегда влекут за собой проблемы с учебой.
Таким образом, лишив ребенка детского сада,
родители вряд ли уберегут его от гадких слов, анатомических подробностей различия
мальчиков и девочек, плохих поступков. Малыш рано или поздно столкнется с этим
все равно, а вот возможности приобрести первый коммуникативный опыт и адекватную
самооценку ребенок лишится наверняка. И школьная адаптация у него будет протекать
сложнее, чем, если бы он имел возможность психологически подготовиться. В детском
саду.
Получается, что, приходя в детский сад
в старшую или подготовительную группу, ребенок все равно сталкивается с трудностями
в общении. Адаптация к детскому саду вопреки расхожему родительскому мнению
в старшем дошкольном возрасте протекает значительно сложнее, например, чем в
три года. К эмоциональной проблеме разрыва с мамой прибавляются не менее значимые
для ребенка личностные проблемы, о которых уже говорилось выше. Однако по сравнению
с начальной школой у педагогов в детском саду гораздо больше времени и возможности
уделять внимание проблемам воспитания. Да и система детских отношений хоть и
оформилась в коллектив, но поддается грамотному влиянию и руководству педагога.
Начальная школа – джунгли по сравнению с детским садом.
В дошкольных учреждениях, где работают
педагоги-психологи, принято несколько раз в год в старших возрастных группах
проводить так называемые «социометрические исследования». Психолог изучает особенности
межличностных взаимоотношений в группе, выявляет реальных и потенциальных лидеров,
аутсайдеров, отвергнутых детским коллективом. Эта методика позволяет выявить
причины, которые лежат в основе проблем общения детей, определить уровень удовлетворенности
взаимоотношениями каждого ребенка в группе. В результате из всей полученной
в ходе исследования информации складывается представление о социометрической
структуре детской группы в целом и об индивидуальном социальном статусе каждого
ребенка. Если последний оказывается низким, то психолог совместно с педагогом
группы может до школы помочь малышу разобраться вместе, чтобы проблемы общения
не усугубились и не повлекли за собой снижение самооценки.
Откуда «родом» хулиганы, например? Бывает,
что ребенок имеет притязания на лидерство, а группа его лидером не считает.
И тогда ребенок пытается выделиться любым доступным способом, чаще всего это
драка или хулиганство. Желательно, чтобы взрослые знакомились с результатами
подобных исследований. В своей работе мне часто приходится сталкиваться с ситуацией,
когда родители очень заблуждаются относительно коммуникативных способностей
своего ребенка, что опять-таки не в лучшую сторону сказывается на формировании
детской самооценки. А адекватная самооценка, к слову сказать, является одним
из основных компонентов психологической готовности к школе.
В заключение, хочется пожелать родителям
удачи в выборе хорошего детского сада и педагогической грамотности вперемешку
с удачей, чтобы иметь возможность определить, действительно ли сад хорош.