Категории каталога
Грудное вскармливание [10] Воспитание детей [47]
Детское здоровье [83] Питание детей [25]
Покупки для малышей [26] Уход за новорожденным [8]
Развитие малыша [70] Детская психология [7]
Детские сады [21]
Наш опрос
Какой интерес представляет для вас наш сайт?
Всего ответов: 343
Главная » Статьи » Малыш » Детские сады

Нужен ли садик: Кому нужен коллектив?
Конечно, детский сад детскому саду – рознь. И все-таки садик – это, в первую очередь, общение. А основное средство воспитания способности к общению – это, конечно, коллектив.

      Лишить ребенка детского сада – это один из самых популярных среди родителей способов решения проблемы  «дурного влияния».

      

      Детский коллектив – самостоятельный организм, живущий по своим строгим законам и правилам. По силе воспитательного воздействия он ни в чем не уступает и даже превосходит систему специально организованных занятий.
       Говорить о настоящем коллективе мы можем тогда, когда дети достигли пяти-шестилетнего возраста. На этом этапе их отношения со сверстниками оформляются в систему, в которой каждый ребенок занимает свое место. Именно первый опыт существования в ней и становится определяющим в умении общаться.
       Почему важно, чтобы этот опыт приобретался именно в дошкольный период? Ведь очень многие родители придерживаются того мнения, что пойдет в первый класс, там и научится. Давайте попытаемся разобраться вместе.
       Способность к общению психологи определяют, как индивидуально-психологические особенности личности. Коммуникативные способности включают в себя несколько компонентов. Во-первых – желание вступить в контакт с окружающими. Во-вторых – умение организовывать общение: слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации. В-третьих – знание норм и правил, которым необходимо следовать при взаимодействии с окружающими. Но такой порядок при организации деятельности общения характерен для взрослых. У ребенка, тем более дошкольника, эти три фактора стоят в обратном порядке. То есть на первом месте – знание норм и умение им подчиняться, на втором месте – умение организовывать общение. И только на основе первого и второго складывается третье – желание. Как правило, детская замкнутость и застенчивость являются не столько особенностью темперамента, сколько следствием несформированности способности к общению. Правда, бывает и наоборот. У ребенка изначально присутствует непреодолимое желание общаться, но если оно не основано на умении подчиняться нормам и правилам – это может стать причиной различных отклонений в поведении. В общем, умению общаться ребенка нужно научить, независимо от того, общителен он от природы или нет. Почему в саду, а не в школе?

      Чем раньше, тем быстрее
       Дело в том, что, приходя в детский сад в три-четыре года, дети находятся как бы в равных «стартовых» условиях. Они все учатся общаться в игре и поначалу интересны друг другу не более, чем предметы, их окружающие. Действовать со сверстниками ребенок пытается, как с предметом, по принципу «действие-результат». Нажми посильнее, как на резиновую игрушку, – он запищит. Эту естественную для малыша познавательную активность многие мамочки поспешно принимают за раннюю агрессивность. Они пытаются оградить ребенка от общения с «драчунами», а самих «драчунов» наказать. Таким образом, лишая и тех, других, возможности приобрести первый опыт межличностного взаимодействия и вынести из него полезные уроки. Грамотные же педагоги в детском саду из подобных ситуаций извлекут пользу, не травмируя психику ни обидчика, ни обиженного.
       Кроме того, все ситуации общения рассматривают в игре, неоднократно в течение дня обыгрываются с детьми. Именно в ней дети приобретают навыки и умения согласовывать свои действия со сверстниками, соотносить свои поступки с общественными нормами поведения, подчиняться определенным правилам, независимо от своего желания.

      Об адекватной самооценке
       В совместной детской игре у ребенка начинает складываться адекватная самооценка. Причем, чем ближе к школе, тем второй компонент приобретает для ребенка «больший вес». А как бывает, если ребенок растет дома? «Мама, давай поиграем в дочки-матери. Я буду мама, а ты – дочка». «Давай!» – охотно соглашается мама, заведомо доверяя ребенку ведущую роль в игре. «Давай, папа, играть в войну! Я – командир, а ты мой враг. Я тебя победил, падай!» Папа артистично падает, а сыну без особых усилий достается победа. Если бы он играл в аналогичную игру со сверстником, то ему пришлось бы сначала доказать свое право быть командиром, а потом преодолеть нежелание «врага» быть побежденным. В результате у «домашнего» ребенка формируется понимание того, что он всегда диктует условия. С этой установкой он приходит в детский коллектив. Там к этому времени есть свои командиры, «завоевавшие» право ими быть, признанные большинством. Новичку очень непросто сталкиваться с ситуацией, когда его самооценка не совпадает с оценкой со стороны сверстников. Что происходит в таких случаях? В зависимости от индивидуальных особенностей, ребенок либо ходит «хвостом» за взрослым, либо замыкается в себе, либо, пытаясь завоевать авторитет, начинает вызывающе себя вести: драться, кривляться, — это не прибавляет ребенку популярности. У первоклассников проблемы общения практически всегда влекут за собой проблемы   с учебой.
       Таким образом, лишив ребенка детского сада, родители вряд ли уберегут его от гадких слов, анатомических подробностей различия мальчиков и девочек, плохих поступков. Малыш рано или поздно столкнется с этим все равно, а вот возможности приобрести первый коммуникативный опыт и адекватную самооценку ребенок лишится наверняка. И школьная адаптация у него будет протекать сложнее, чем, если бы он имел возможность психологически подготовиться. В детском саду.
       Получается, что, приходя в детский сад в старшую или подготовительную группу, ребенок все равно сталкивается с трудностями в общении. Адаптация к детскому саду вопреки расхожему родительскому мнению в старшем дошкольном возрасте протекает значительно сложнее, например, чем в три года. К эмоциональной проблеме разрыва с мамой прибавляются не менее значимые для ребенка личностные проблемы, о которых уже говорилось выше. Однако по сравнению с начальной школой у педагогов в детском саду гораздо больше времени и возможности уделять внимание проблемам воспитания. Да и система детских отношений хоть и оформилась в коллектив, но поддается грамотному влиянию и руководству педагога. Начальная школа – джунгли по сравнению с детским садом.
       В дошкольных учреждениях, где работают педагоги-психологи, принято несколько раз в год в старших возрастных группах проводить так называемые «социометрические исследования». Психолог изучает особенности межличностных взаимоотношений в группе, выявляет реальных и потенциальных лидеров, аутсайдеров, отвергнутых детским коллективом. Эта методика позволяет выявить причины, которые лежат в основе проблем общения детей, определить уровень удовлетворенности взаимоотношениями каждого ребенка в группе. В результате из всей полученной в ходе исследования информации складывается представление о социометрической структуре детской группы в целом и об индивидуальном социальном статусе каждого ребенка. Если последний оказывается низким, то психолог совместно с педагогом группы может до школы помочь малышу разобраться вместе, чтобы проблемы общения не усугубились и не повлекли за собой снижение самооценки.
       Откуда «родом» хулиганы, например? Бывает, что ребенок имеет притязания на лидерство, а группа его лидером не считает. И тогда ребенок пытается выделиться любым доступным способом, чаще всего это драка или хулиганство. Желательно, чтобы взрослые знакомились с результатами подобных исследований. В своей работе мне часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда родители очень заблуждаются относительно коммуникативных способностей своего ребенка, что опять-таки не в лучшую сторону сказывается на формировании детской самооценки. А адекватная самооценка, к слову сказать, является одним из основных компонентов психологической готовности к школе.
       В заключение, хочется пожелать родителям удачи в выборе хорошего детского сада и педагогической грамотности вперемешку с удачей, чтобы иметь возможность определить, действительно ли сад хорош.



Источник: http://www.nanya.ru/opit/9061
Категория: Детские сады | Добавил: Маруська (17.04.2008)
Просмотров: 920 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Четверг, 28.03.2024, 23:52
Приветствую Вас Гость
Форма входа
Логин:
Пароль:
Мини-чат
500
Поиск
Наша кнопка
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0