«Нужно ли отдавать малыша в детский сад, или же домашнее воспитание
будет для него полезней?»
Мария Крылова, г. Москва
Мнений на этот счет много, и они очень разные. Я являюсь сторонником хорошего
детского сада. Во-первых - это режим, с которым не сравнятся никакие группы
развития и уж тем более «домашнее воспитание». Трудно представить себе, какая,
пусть даже самая сознательная, мама будет ежедневно вставать в полвосьмого утра
и делать с ребенком зарядку, гулять дважды в день по полтора часа.
Кроме того, домашние дети очень рано перестают спать днем, а физиологи видят
в этом одну из основных причин снижения иммунитета.
Психологами были проведены исследования, позволяющие сравнить уровень психофизиологической
готовности к школе домашних и детсадовских детей. В традиционном понимании домашние
были подготовлены лучше: умели читать и считать лучше детсадовских, но... Их
успеваемость в течение первых двух четвертей снизилась по отношению к успеваемости
первоклашек, которые посещали сад. Когда проводился качественный анализ результатов,
выявилось, что одной из основных причин сложившейся ситуации было то, что домашние
дети перестали спать днем в среднем с трех лет, а детсадовские - за три месяца
до школы.
Во-вторых, «качество» межличностного общения в саду и в почасовых гимназиях
или на прогулке с мамой во дворе совершенно разное. Дело в том, что постоянный
детский коллектив, который в течение дня проходит через одни и те же режимные
моменты (вместе кушают, спят, занимаются, гуляют) имеет один и тот же коммуникативный
опыт, то есть общие впечатления от жизни, которые объединяют, питают детей.
В саду они несравнимо больше играют в сюжетные игры, да и времени у них на это
больше. А в сюжетной игре, которая возникает только по инициативе детей и только
в свободное от организованной взрослыми деятельности время, формируется масса
необходимых для школьной жизни качеств. В первую очередь - это адекватная самооценка,
способность контактировать, конфликтовать, реально оценивать свои возможности
и так далее. Этой стороны, к сожалению, обучающими играми, которые предлагают
гимназии и группы развития, не заменить. Ну, не стоит забывать об исключениях,
при которых детский сад противопоказан, как, например, категория «недетсадовских
детей».
«В каком возрасте лучше всего отдавать малыша в детский сад? Я слышала, что
оптимальный вариант - три года, так ли это?»
Ирина Светикова, г. Москва
Да, действительно оптимальный вариант, когда можно отдать ребенка в садик -
три года. Ошибку совершают родители, которые отдают ребенка в сад за год до
школы, в подготовительную группу, в возрасте 5,5 - 6 лет. С целью подготовить
чадо к учебе. В этом возрасте малыш уже, как правило, имеет сложившуюся самооценку,
которая чаще всего не совпадает с оценкой сверстников и вообще бывает неадекватной,
если ребенок домашний.
И вот он попадает в детский коллектив, живущий по своим, довольно строгим, надо
сказать, законам. В нем есть свои лидеры, которые определяют отношение всей
группы к новичкам. Новенькому приходится тратить очень много энергии и душевных
сил на то, чтобы отвоевать себе место под солнцем. Конечно, в группе есть педагог,
но в случае с шестилетками его возможность повлиять на ситуацию несравнимо меньше,
чем в младших возрастных группах. А задача подготовки к школе, которую ставили
перед собой родители, отходит на второй план. Таким образом, наиболее благоприятный
возраст для поступления в садик - 3-4,5 года.
«С чего начать поиски детского сада?»
Марина Гвоздева, г. Санкт-Петербург
Для начала нужно определиться с территорией охвата ваших поисков. Вряд ли вам
и вашему малышу понравится даже самый прекрасный на свете детский сад, если
путь в него будет занимать массу времени. Обратите внимание на те сады, добраться
до которых можно за 15-20 минут.
Второе, что нужно четко себе представлять, - это финансовые рамки, выходить
за которые вы не можете или не хотите. Какую сумму для обеспечения малышу комфортных
условий вы готовы тратить ежемесячно? Для того, чтобы вы лучше ориентировались
в сложившейся ситуации на рынке воспитательных услуг, приведем примерные цены
пребывания чада в различных детских садах. Так, «проживание» крохи в течение
8 часов в муниципальном (городском) детском саду установлено Законом и составляет
на данный момент 150 рублей в месяц. Существенно дороже обойдется оплата ведомственного
сада. Здесь ценовая политика устанавливается предприятием, в ведомстве которого
находится учреждение. В среднем эти цифры колеблются от пятисот рублей до полутора
тысяч рублей в месяц.
За четыреста-пятьсот долларов вы можете определить малыша в частный детский
сад, а сумма от семисот долларов и выше обеспечит ребенку пребывание в частном
саду категории VIP - с собственной загородной территорией, педагогами-носителями
языка, бассейном и всевозможными другими благами.
«На что нужно обратить внимание при «знакомстве» с садиком, воспитателями?»
Инна Колмакова, г. Киев
В первую очередь обратите внимание на присутствие и качество охраны. Закрывается
ли калитка и внушительно ли выглядит забор, есть ли домофон и камеры слежения,
наконец, кто охраняет детей: дедушка-пенсионер или люди с соответствующими навыками.
Затем следует окинуть взором территорию для прогулок, ее удаленность и отгороженность
от проезжей части, благоустроенность и безопасность.
Все понравилось? Тогда смело идите к заведующей и задайте волнующие вас вопросы,
а после попросите ее познакомить вас с воспитателем той группы, в которую, возможно,
будет определен ваш ребенок.
Общаясь с будущим педагогом, подключите всю свою интуицию и природные способности
психолога, для того чтобы понять, подходит ли этот человек на роль вашего «заместителя»
или нет. Немаловажно, чтобы воспитатель был приятен и лично вам, ведь при благоприятном
стечении обстоятельств вам предстоит достаточно часто с ним общаться.
Если садик государственный, то помимо воспитателя присмотритесь и к помощникам,
то есть к нянечкам. Нянечка в таком учреждении - это самый ценный кадр. Если
ее нет и воспитатель на группе один, то ни про какие занятия и прогулки можете
даже не спрашивать. А если нянечка все-таки есть, то задержитесь и понаблюдайте,
как она общается с детьми во время обеда. Порой она так общается с детьми, что
душевные травмы от такого приема пищи могут остаться на долгие годы!
Идем дальше. Загляните в игровые комнаты - достаточно ли там игрушек? Какие
они? Далее наш путь «лежит» в спальню: на каких кроватях спят малыши, какими
одеялами и подушками пользуются? Чистое ли постельное белье, покрывала, прикроватные
коврики? Ну, и, наконец, заключительный этап родительской инспекции - туалетная
комната. Есть ли горячая вода для умывания, как выглядит и работает сантехника,
чисто и тепло ли в помещении.
«Я хочу отдать ребенка в частный детский сад. Как не ошибиться с выбором?»
Виктория Новоселова, г. Москва
Во-первых, не забудьте поинтересоваться, есть ли у выбранного вами учреждения
договор на аренду занимаемого помещения. Знакомясь с ним, обратите свое внимание,
на какой срок оформлен документ. Это нужно для того, чтобы в один прекрасный
день вам не объявили о переезде сада на другой конец города. Такой поворот событий
вас вряд ли устроит. Во-вторых, внимательно и вдумчиво прочитайте договор, который
собираетесь подписать. Вам все понятно и ничего не смущает? Отлично, но все
же, если есть такая возможность, покажите документ юристу. В-третьих, подробно
узнайте, какие конкретно услуги предоставляет вам и вашему ребенку детский сад
в обмен на сумму, указанную в договоре, и придется ли платить за что-то отдельно.
Если «да», то за что, как часто и о каких суммах идет речь. В-четвертых, узнайте,
по какой программе работают здесь с детьми. Детский сад, независимо от того,
частный он или государственный, если он лицензированный (а в нелицензированном
вам и делать нечего) обязан по закону реализовывать государственный образовательный
стандарт. В том числе и авторские программы.
«Как подготовить ребенка к детскому саду, чтобы он быстрее адаптировался?»
Мария Гаврилова, г. Домодедово
К детскому садику малыша нужно готовить так же серьезно, как и к школе. Причем
учитывать две стороны готовности: психологическую и физиологическую. Что такое
физиологическая подготовка? Во-первых, минимум за месяц начинайте приучать малыша
к садовскому режиму. Вовремя вставать, вовремя кушать, вовремя гулять. Без крайней
необходимости не допускайте исключений. И обязательно приучайте малыша спать
или хотя бы отдыхать днем! Во-вторых, ознакомившись с садовским меню, начинайте
готовить запеканки, щи и нормальные, а не быстрорастворимые каши, чтобы в первые
дни посещения сада они не отравляли малышу и без того нелегкую жизнь. Приучайте
ребенка и к тому, что обед состоит из трех блюд.
В-третьих, постарайтесь научить кроху самостоятельно кушать и надевать колготки.
Хотя все это не считается необходимыми навыками для детского сада, но умение
делать и то, и другое облегчит чаду привыкание. Если вы будете следовать этим
советам, то психологическая подготовка сведется только к решению проблемы расставания
с мамой. Примерно за две недели до первого посещения сада купите малышу игрушку,
которую он выберет сам. Пусть она участвует во всех вышеописанных этапах подготовки.
Обращайте внимание ребенка на то, с каким нетерпением, например, его медвежонок
ждет дня, когда пойдет в садик. Что не только мама поведет своего сыночка или
девочку в детский сад, но и чадо поведет в сад свою игрушку. Будет там присматривать
за ним, а вечером рассказывать маме, как медвежонок вел себя. В чем смысл этой
игры? В переносе ребенком эмоций, как положительных, так и отрицательных, с
себя на игрушку. Педагоги знакомы с этой техникой и подыграют вам, когда малыш
придет с игрушкой в сад.
Подготовьтесь морально к тому, что, возможно, первые два дня ребенок будет ходить
в сад с удовольствием, а на третий начнет горько рыдать, расставаясь с вами.
Это не значит, что сначала ему было хорошо, а потом вдруг стало плохо или его
обидели. Это естественная, адекватная реакция нормального ребенка на осознание
ситуации: расставание с мамой. Если вы не запаникуете и не станете устраивать
по утрам слезных проводов, то такая поведенческая реакция, характерная для острой
фазы адаптационного периода, пройдет в течение пяти, максимум десяти дней. Все,
что от вас требуется на этом этапе, - не показывать сыну или дочери своего беспокойства,
своих переживаний. Все остальное - за воспитателем. И еще один очень важный
момент. В первые несколько дней водите ребенка в сад не на полный день, а на
несколько часов, постепенно увеличивая время. Ни в коем случае не обманывайте
плачущего утром малыша, обещая, что уйдете на минуточку и сейчас вернетесь.
Этим вы обрекаете его на напряженное ожидание в течение всего дня! Всегда честно
говорите, когда заберете, например: «Ты покушаешь, поиграешь, погуляешь с ребятками
на улице, и я приду»... Главное - прийти как обещали. На следующий день вы увеличиваете
время на еще один режимный момент - «покушаешь, поиграешь, погуляешь, поспишь,
и я приду». И так постепенно доведете «историю» до целого дня.