Скоро ваш малыш пойдёт в ясли . Это вызывает,
как правило, серьёзную тревогу. И она не напрасна. Известно, что
изменение социальной среды сказывается и на психическом, и на
физическом здоровье детей. Особого внимания с этой точки зрения требует
ранний возраст, в котором многие малыши впервые переходят из достаточно
замкнутого семейного мира в мир широких социальных контактов.
Если 3-летний малыш, готовящийся к детскому саду, уже владеет речью,
навыками самообслуживания, испытывает потребность в детском обществе,
способен общаться с широким кругом взрослых, то ребёнок младенческого и
раннего возраста менее приспособлен к разлуке с родными, более слаб и
раним. Именно в этом возрасте адаптация к детскому учреждению проходит
дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. Ребёнок в раннем
детстве интенсивно развивается физически, у него совершенствуются
психические процессы. В это время они сильно подвержены колебаниям и
даже срывам.
Изменение образа жизни приводит, в первую очередь, к изменению
эмоционального состояния малыша. Для адаптационного периода характерны
эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность. Ребёнок
много плачет, стремится к эмоциональному контакту со взрослым или,
наоборот, раздраженно отказывается от него, сторонится сверстников. Его
социальные связи оказываются нарушенными.
Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне ,аппетите :малыш
отказывается от еды, она может вызвать у него тошноту ,в часы отдыха
ребёнок продолжает плакать. Разлука с отцом или матерью протекает
подчас очень бурно ,экзальтированно ,ребёнок не отпускает от себя
родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает
слезами.
Медики и психологи различают три степени адаптации к детскому учреждению: лёгкую, среднюю, тяжелую.
При лёгкой адаптации, у ребёнка в течении месяца нормализуется
поведение по всем основным показателям, он спокойно отправляется в
ясли. У ребёнка хороший аппетит. Отношения с близкими людьми при лёгкой
адаптации у малыша не нарушаются, он достаточно активен, но не
возбуждён.
Во время адаптации средней тяжести нарушения в поведении и общем
состоянии ребёнка выражены ярче и длительнее. Сон и аппетит
восстанавливаются в течении 30-40 дней, настроение не устойчиво в
течении месяца. Значительно снижается активность малы ша, он становится
плаксивым и малоподвижным, не стремится исследовать новое окружение, не
пользуется приобретёнными ранее навыками речи. Такие изменения
сохраняются до полутора месяцев.
Особую тревогу вызывают состояние тяжелой адаптации. В одних случаях
дети начинают длительно и тяжело болеть, одно заболевание сменяется
другим, защитные силы организма подорваны и уже не выполняют своей роли
- не предохраняют ребёнка от многочисленных инфекционных агентов, с
которыми ему теперь постоянно приходится сталкиваться. Естественно, это
неблагоприятно сказывается на физическом и психическом развитии малыша.
При другом варианте тяжелой адаптации возникает неадекватное поведение
ребёнка. Оно настолько тяжело выражено, что граничит с невротическим
состоянием.
Чтобы избежать неприятностей, ребёнка нужно готовить к яслям задолго до
поступления в них. Как бы хорошо ни был подготовлен ребёнок к яслям,
первые дни его пребывания в них будут трудными. В этот период нужно
максимально бережно относиться к малышу. Желательно чтобы в первые дни
ребёнок брал с собой в ясли любимую игрушку. Время вводимое в группе,
следует увеличивать постепенно, в течение первой недели это не более 3
часов в день. Если ребёнок болезненно реагирует на расставание с вами,
то, если это возможно, побудьте первые дни и часы в группе вместе с
ним. Вы можете поиграть с малышами, помочь воспитательнице покормить
деток. Ненадолго выходите из группы, предупредив ребёнка, что скоро
вернётесь: это поможет ему постепенно отвыкнуть от вашего постоянного
присутствия.
Увеличивать время пребывания в новом коллективе можно только при
хорошем эмоциональном состоянии ребёнка. Целесообразно сохранить в
период адаптации привычные для малыша приемы ухода за ним, даже если
они противоречат установкам воспитателя: убедите его покачать вашего
малыша перед сном, дать пустышку, если ребёнок к этому привык.
Требования дисциплины не должны исключать индивидуального подхода к
каждому ребёнку. Воспитатель на первых порах ни в коем случае не должен
насильно заставлять детей делать что- то не так, как они привыкли,
поскольку страх, возникающий в такой ситуации, значительно осложнит
привыкание к новым условиям. Во время адаптации малыши особенно остро
нуждаются в защищенности, эмоциональном комфорте.