Сегодня практически все мамы и папы стремятся
дать своему чаду возможность изучать иностранный, чаще всего
английский, язык. Что это - дань моде или действительно важный и
желательный элемент развития малыша? Попробуем разобраться
В дошкольный период маленький
человек впитывает знания словно губка. Малыш запоминает, пусть
пассивно, но практически все. Многие лингвисты считают, что пик
природных языковых способностей человека приходится именно на
дошкольный возраст, а потом эти способности к 12-14 годам неумолимо
угасают. Им на смену приходят другие механизмы овладения языком, иначе
бы людей, говорящих на иностранных языках, было катастрофически мало.
Раннее начало знакомства с чужим языком стимулирует развитие
лингвистических способностей крохи, его «языковое чутье». Это
настраивает ребенка на восприятие нового языка, незаметно помогает
малышу освоить основы подхода к его изучению. Именно у человека,
начавшего изучать иностранный язык в раннем детстве, выше шансы
продемонстрировать уверенность, легкость и спонтанность речи, то, что
по-английски мы назовем «fluency». Его словарный запас будет шире,
причем «доставать» слова, выученные еще ребенком, из глубин своей
памяти окажется легче. Не будем забывать и о значительных возможностях
воспитания и развития личности средствами языка.
Итак, мы можем вынести вердикт: учить дошколенка иностранному языку
можно и нужно, но обязательно учитывая несколько важных моментов.
Когда начинать?
Большинство специалистов приходят к мнению, что лучший возраст для
начала занятий - 4-5 лет. Мы не рассматриваем ситуацию, когда ребенок
растет в двуязычной семье и постигает второй язык с рождения. Малыш в
этом возрасте «бегает» на родном языке, так что можно делать первые
шаги и в иностранном направлении. Кроха уже дифференцирует русский язык
и английский (французский, немецкий) и вполне осознает, что и как он
говорит. Он умеет (или учится) взаимодействовать со взрослыми и со
сверстниками. Так что дети готовы постигать азы заморского языка в 4-5
лет, хотя, безусловно, возможны индивидуальные колебания в ту или иную
сторону.
Какой язык
предпочесть?
Безусловный фаворит здесь, конечно, английский. Причины очевидны, хотя
в силу всего вышесказанного благотворным будет изучение любого языка,
просто английский предлагается гораздо чаще и педагогов, работающих
именно с этим языком, найти гораздо проще. Кстати, о педагогах...
Кто и как будет
учить малыша?
Первый учитель - фигура очень важная, во многом определяющая дальнейшие
успехи ребенка, формирующая отношение к процессу постижения языка.
Нередко можно услышать рассказы родителей, как им удалось уговорить
блестящую переводчицу (преподавателя ВУЗа, женщину, прожившую десять
лет в Лондоне...) позаниматься с их чадом, вот только дитятко почему-то
возненавидело и эти занятия, и чужеземный язык заодно.
Первый учитель иностранного языка должен быть талантливым
профессионалом, хорошо знающим и понимающим психологию маленьких детей,
эмоциональным, открытым, доброжелательным. Такой педагог будет с
неподдельным интересом играть с малышами, петь песни, разыгрывать
сценки, мастерить и делать еще множество интересных вещей. Это самая
«игровая форма» занятий, которую многие обещают, но не все
обеспечивают. А ведь игра - основа процесса обучения в дошкольном
периоде. Для педагога, работающего с дошколятами, на первый план
выходят методика и грамотная организация занятий. Преподаватель, скорее
всего, будет использовать метод устного опережения - устный курс без
раннего введения элементов письма и чтения.
Есть ли противопоказания для раннего изучения иностранного языка?
Первое, что приходит на ум, когда задумываешься о возможных
препятствиях, - логопедические проблемы наших крох. Наверняка, многие
слышали от логопедов: «Какой вам английский?! Вы по-русски сначала
научитесь как следует говорить!»
Существует несколько точек зрения по этому вопросу. Одна из них
совпадает с вышеизложенной: пока не решены проблемы звукопроизношения
на родном языке, даже нечего браться за другой. Другие специалисты
полагают, что грамотная (!) работа с артикуляционным аппаратом в
процессе освоения иностранного языка только поможет формированию
правильной речи и на родном языке. Истина, как всегда, лежит где-то
посередине. Это означает, что перед началом занятий необходимо
проконсультироваться с логопедом. Если проблемы действительно серьезны,
стоит подождать, причем это могут быть не только и не столько сложности
с произношением звуков. Если же нет, то вполне возможно, что
артикуляционный аппарат вашего чада только выиграет от раннего старта в
изучении иностранного языка.
Где же все это будет происходить? Вариантов несколько. Вы можете пригласить преподавателя
домой, и малыш будет заниматься индивидуально или в компании друзей, в
зависимости от ваших возможностей, в том числе и финансовых, и
темперамента ребенка. Это отличный способ приобщить чадо к иностранному
языку при условии, что репетитор окажется тем самым профессионалом,
умеющим работать с дошкольниками.
Сегодня во многих детских садах предлагается изучение иностранного
(опять-таки чаще всего английского) языка. Это удобно и достаточно
эффективно, но пожелания остаются почти теми же - должная квалификация
преподавателя плюс возможность заниматься в небольшой группе. Ведь
согласитесь, что двадцать человек - это слишком много при изучении
языка и для взрослых, и тем более для дошколят. В лучшем случае ваше
чадо запомнит пару-тройку песенок и стихотворений и несколько слов, что
само по себе неплохо, но слишком мало.
Для старта можно также выбрать занятия в дошкольной группе языковой школы.
Отработанная методика, квалифицированные преподаватели, соответствующая обстановка - вот преимущества этого пути.
Наконец, если вы чувствуете для этого силы и обладаете достаточными
знаниями, можете попробовать в роли педагога... себя. Вариант спорный,
но не безнадежный. Проконсультируйтесь, по возможности, со
специалистом, приготовьте игрушки, картинки, кассеты, занимательные
учебники (с книгой для учителя)... и приступайте!
Что касается учебников, то на сегодняшний день выбор красочных пособий
для детей с увлекательными заданиями, видео- и аудиокассетами, CD - не
ограничен. Но опять же, все зависит от педагога, от его умения грамотно
построить занятия, добавить что-то необходимое или убрать лишнее, чтобы
с помощью учебника стимулировать интерес детей к процессу обучения.
Давайте честно признаемся себе, что нам очень скоро захочется увидеть
результаты своего малыша и похвастаться его успехами. Сразу поймите,
что у всех детей процесс обучения пойдет по-разному. Дошкольникам
необходим значительный промежуток времени, прежде чем элементы языка,
которые они понимают, станут языком, который они будут способны
использовать. Кто-то очень быстро воспроизведет первые фразы, а кто-то
надолго задержится на стадии пассивного освоения языка, будет копить
знания, а потом неожиданно выдаст их в полном объеме. Не стоит забывать
об особенностях памяти наших маленьких учеников: долговременная еще
недостаточно развита, поэтому «сегодня помню, завтра забыл».
А что же требуется от родителей? Искреннее, но ненавязчивое
внимание к занятиям малыша, элементарная помощь - включить кассету,
нарисовать картинку, повторить стихотворение... и похвала! Ведь
основным стимулом в этом возрасте является интерес ребенка к занятиям и
чувство успеха.