Для меня долгие годы оставалось загадкой: почему моя дочь в раннем детстве панически боялась людей. Она даже к близким родственникам не шла на руки, а если на нее слишком пристально, как ей казалось, смотрели посторонние, начинала рыдать.По ночам Ира сама себя укачивала: становилась на четвереньки и, не просыпаясь, сосредоточенно двигала кроватку на колесиках взад и вперед. Позже дочка полюбила качели. Конечно, их любят все дети, но они немного покачаются и слезут, а она делала это часами, и отвлечь ее было невозможно.
Людей Ира по-прежнему дичилась. При одном виде белого врачебного халата с ней случалась истерика. А еще ей по ночам снились кошмары.
Я уже всерьез задумывалась о ее лечении у психоневролога, но, к счастью, до лекарств дело не дошло. Примерно в три года характер дочери резко переменился, и она превратилась в веселую, общительную девочку. Странности исчезли, как наваждение. Вспоминая о них, я только диву давалась: откуда что взялось? И только спустя много лет узнала про так называемый «детский госпитализм».
Оказывается, если ребенок в раннем возрасте проводит какое-то время в больнице без матери (а в нашем случае так и было), у него потом появляется все то, что я описала выше: и вроде бы беспричинный страх чужих людей, и любовь к раскачиванию, и ночные кошмары - все это последствия больничной психотравмы. Казалось бы, какая разница новорожденному младенцу, где и с кем быть в первые недели жизни? Он ведь почти все время спит. Уход в больнице, где лежала моя дочь, был вполне приличный, детей не бросали на произвол судьбы, вовремя кормили, перепеленывали, делали всякие процедуры. Но крохотному несмышленышу необходим эмоциональный контакт с близкими. А попросту говоря, материнская любовь, которую даже самая добрая медсестра не может испытывать к чужому ребенку. Не потому, что она плохая, а потому, что она не его мать. И эта любовь нужна маленькому человечку не меньше, чем молоко и сухие пеленки. Нехватка эмоциональных контактов травмирует ребенка, и он пытается это компенсировать разными доступными ему средствами. Например, начинает повторять одни и те же действия, которые его успокаивают. Типичный пример таких стереотипных действий - упорное раскачивание. Когда же ребенок возвращается домой, в нормальные условия, симптомы госпитализма со временем проходят. Однако порой восстановление может растянуться на несколько лет.
Психотравма не каприз
Родители не должны считать капризом странности ребенка, попавшего в раннем возрасте в больницу. Не спешите его «перевоспитывать»: отучать от рук, оттаскивать от качелей, рано прятать пустышку. Наоборот, таких детей нужно как можно чаще брать на руки, прижимать к себе, покачивать, приговаривая что-то тихое и ласковое. Им, как воздух, необходим физический контакт со взрослыми. Гораздо дольше, чем обычным детям.
Эмоциональные травмы первых месяцев жизни оставляют очень глубокий след в душе ребенка. Впечатления эти неосознанные и потому особенно опасные. На сознательном уровне кроха их не помнит, но, переместившись в сферу бессознательного, младенческие впечатления властвуют над ним, определяют его поведение. Недаром так сложна психологическая коррекция детей из домов ребенка, которые первый год жизни проводят в условиях, приближенных к больничным.
Самое главное лекарство в данном случае - это любовь и ласка. Если же мать попадается холодная, излишне рациональная, скупо выражающая свои чувства, болезненные симптомы у ребенка усугубятся. Годам к четырем у него могут появиться не только поведенческие отклонения, но и тики, например, заикание, энурез. Или малыш будет разговаривать только с близкими, а с чужими упорно молчать, производя впечатление немого (это называется «избирательный мутизм»).
Сказать, что ребенок, воспитывающийся чересчур сдержанной матерью, лишен ее внимания, нельзя. Она, может быть, только им и занимается, забросив работу и прочие дела. Но делает это сухо, формально. Как школьник, выполняющий домашнее задание «от сих до сих».
Дошколенок - пациент
Для детей более старшего возраста отрыв от матери обычно не столь опасен, однако хорошего в нем тоже ничего нет. Так что, если вам предоставляется возможность полежать в больнице вместе с ребенком, не упускайте ее. Не тешьте себя мыслью, что ему достаточно ваших дневных посещений. В больнице тяжелее всего бывает по вечерам, когда стихает дневная суета и ребенка начинают одолевать грустные мысли.
Хорошо еще, если медсестра, услышав всхлипы, подойдет и погладит его по голове. А если, набегавшись за день, она раздраженно прикрикнет? Больной человек особенно уязвим. Даже взрослых людей глубоко ранит равнодушие медиков. Что уж говорить о ребенке?
Кроме того, в пять-шесть лет дети обычно начинают бояться смерти. У некоторых эти страхи становятся навязчивыми. А представьте, если малышу предстоит операция... Что он переживает, мучительно томясь ее ожиданием! Тут, можно сказать, страх смерти вполне обоснован (даже если реальной угрозы для жизни нет).
Получается, что в критический момент, когда ребенку особенно необходима поддержка родных, их нет рядом. Он чувствует себя брошенным, преданным или... виноватым. Да-да, многие дети в подобных ситуациях начинают думать, что взрослые покинули их, желая наказать за какие-то проступки.
Даже удивительно, что есть родители, которые этого не понимают. Сколько раз приходилось слышать:
- Психотравма? Да что вы! Наш Саша ни разу даже не пожаловался, что ему в больнице плохо. И не просил, чтобы его оттуда забрали.
А у малыша либо уже в больнице, либо в скором времени после выписки расстраивался сон, появлялась раздражительность, плаксивость... А то, что он не просился домой...
Есть одно слово, очень точно отражающее душевное состояние многих детей, надолго попавших в больницу. Это «обреченность». Чувство, противоестественное для оптимистичного детского возраста и потому особенно опасное. Поселившись хотя бы на какое-то время в душе ребенка, оно оставляет практически неизгладимый след. Детей, лежавших в больнице, часто мучает страх одиночества, чудовищ, смерти. Причем ребята далеко не всегда в этом признаются. Иногда потому, что боятся лишний раз упомянуть про страшное, а порой из гордости.
Дорога домой
Многие родители говорят, что их дети вернулись из больницы какими-то «замороженными». Заторможенность, безэмоциональность - верные признаки того, что ребенок пережил психическую травму.
В этом случае нужно запастись терпением и не досадовать, если малыш не поддерживает попытки вступить с ним в контакт. В привычной обстановке он мало-помалу оттает, начнет восстанавливаться.
Настрадавшись, ребенок может и ожесточиться. Поэтому многие дети по возвращении домой начинают проявлять агрессивность, хотя до больницы за ними ничего подобного не замечалось. Разумеется, не следует позволять ребенку хамить и драться, но особенно заострять внимание на его выходках не стоит. Важно создать дома атмосферу тепла и покоя, и агрессивность постепенно сойдет на нет.
Если ваше чадо набралось в больнице нецензурной лексики (обычно эта участь постигает дошкольников), тоже не пугайтесь. В семьях, где она не используется, бывает достаточно объяснить ребенку, что приличные люди так не разговаривают, и он перестанет ругаться.
Дети, побывавшие в больнице, нередко ведут себя «как маленькие». Шестилетний ребенок вдруг начинает проситься «на ручки», сюсюкать, отказывается сам одеваться. Родители считают его поведение капризом и начинают «воспитывать». В действительности же такие реакции типичны для людей, переживших психическую травму. Понаучному это называется «психический регресс» - то есть возвращение назад, на более ранний этап развития. И требования дисциплины не только не дисциплинируют ребенка, но еще больше ранят и ожесточают его. Лучше дайте малышу возможность снова побыть маленьким, а заодно и сами насладитесь уникальной возможностью возвращения в прошлое.
Кукольный доктор
Для детей игра - мощное средство психологической разгрузки и психологической коррекции. Проигрывая разные ситуации, ребенок проживает их и постепенно учится правильно реагировать, менять свое поведение. Поэтому имеет смысл помочь ребенку изжить в игре его страхи, обиды и огорчения. Непосредственно в больнице можно затеять игру в «кукольного доктора», на роль которого сгодится любая симпатичная игрушка. Мой младший сын, например, очень любил «Страшилку-Смешилку» - забавного тролля, утешавшего и ободрявшего его перед операцией, уговаривавшего не бояться уколов, принимать невкусные таблетки.
Этого тролля я приносила с собой. Он беседовал с сыном, давал ему инструкции, брал с него обещание не скучать и не бояться, а потом отправлялся ко мне в сумку. А вот плюшевый мишка с солидным именем Михаил дневал и ночевал с сыном в палате. И когда я его навещала, медведь докладывал нам с троллем обо всех переживаниях Феликса. Таким образом, я узнавала многое из того, что при непосредственном общении ребенку рассказать было трудно. А говоря от имени куклы, он раскрывался и отводил душу.
Осторожно: Баба Яга!
Чтобы развлечь ребенка в больнице, родители часто читают ему сказки. Однако надо с повышенным вниманием отнестись к выбору сказочных героев и сюжетов. Так, в обычной обстановке дети 5-7 лет не боятся Бабы Яги. Но в больнице этот образ может вызвать у них страхи.
Вообще для больных детей образ взрослого зачастую ассоциируется с разными неприятными и болезненными процедурами типа уколов, промывания ран. Иными словами, взрослые начинают восприниматься как потенциальные носители угрозы. Поэтому в сказках, которые вы будете рассказывать или читать ребенку в больнице, не должно быть запредельно страшных персонажей типа людоеда, Кощея Бессмертного, привидений и прочих. Даже у детей, на которых это вроде бы не производит отрицательного впечатления, впоследствии могут развиться невротические реакции.
Лучше избегать и таких персонажей, как злая мачеха, и, уж тем более, не рассказывать сказки, где родители бросают своих детей в лесу (этот мотив часто встречается в сказках братьев Гримм).
В больнице дети нередко чувствуют себя брошенными. А тут еще ребята постарше могут пошутить, сказав, что родители оставили их в больнице навсегда. Малыши верят, страдают, отчаиваются. В подобных случаях лишнее напоминание о брошенных детях может не на шутку взволновать и травмировать ребенка.
Дома и стены лечат Когда ребенок вернется домой, на какое-то время воздержитесь от обсуждения больничной темы (если только он сам не рвется ее обсуждать). А затем воспроизведите травмирующую ситуацию опосредованно, в метафорической форме. Одно из главных чувств, владеющих малышом в больнице, это чувство одиночества. Поэтому можно предложить сыну или дочке для игры сюжет про щенка-потеряшку.
Начните примерно так: «Жил-был маленький щенок. Пошел он как-то на прогулку и потерялся...» Только фиксируйтесь не на ЗЛО-ключениях, а на ПРИ-ключениях щенка, которые непременно завершаются счастливым обретением хозяина. Скажем, потерявшийся пес забредает в чужой двор, видит большую лохматую собаку и пугается, думая, что сейчас она его загрызет.
Но пес, наоборот, становится покровителем щенка. Они играют, вместе обследуют окрестности, попадают в какие-то забавные ситуации.
Потом появляются ребята, от которых щенок тоже сперва ждет подвоха. Но они возятся с ним, кормят, учат выполнять команды. А затем случайно встречаются с хозяином, и щенок благополучно возвращается домой.
Когда эта игра надоест, предложите другую, психологически более сложную. Пусть ваш ребенок разыграет на полу или на ширме кукольный мини-спектакль под названием «Происшествие на вокзале».
Сценарий выглядит примерно так: ваш ребенок увидел на вокзале (или в магазине, или в театре - где угодно, только не в больнице) маленькую девочку. Изобразите ее совсем крохотной игрушкой, чтобы он почувствовал себя по сравнению с ней большим и сильным. Девочка плачет. Ваш сын или дочь из разговора с ней понимает, что она потерялась.
Дальнейшие действия «артиста» должны от игры к игре становиться все более уверенными и решительными. Пусть сначала утешит малышку и поиграет с ней, пока ее не найдут родители. В следующий раз нужно выяснить, где именно она потерялась, и отвести ее туда, правильно рассчитав, что мама с папой будут искать девочку там, где они ее оставили. Затем пусть подойдет с малюткой к администратору и попросит вызвать родителей девочки по радио. Эти эпизоды вселят в ребенка уверенность в собственных силах, отвлекут от тягостных воспоминаний.
Играть же в больницу имеет смысл, только если ребенок не будет ей противиться. Для начала «назначьте» больным какого-нибудь зверька. Затем можно поиграть и в людей, но изменив ситуацию на диаметрально противоположную: пусть в больницу положат кого-то из взрослых, а ребенок будет навещать его, приносить гостинцы, ухаживать, ободрять. Когда же бывший больной совсем «оттает», можно попробовать сделать главным героем игры не взрослого, а ребенка.
Уже вашего собственного. И тогда фиксироваться не столько на сострадании, сколько... на положительных моментах пребывания в больнице.
- Да что там хорошего?! - возмутится ребенок.
- Как что? - возразите вы. - Больному приносят всякие вкусности - раз. Дарят подарки - два. Выполняют его желания - три. А еще... (особенно это действует на мальчишек 6-10 лет) еще друзья уважают человека, который перенес операцию.
Его считают смелым, взрослым, выносливым, завидуют его умению стойко выносить боль. Короче, он в их глазах настоящий мужчина! Ты что думаешь, все такие герои, как ты? Да в твоем классе никто, наверное, в больнице не лежал. А ты уже прошел испытание на прочность...
«Больничные игры» могут быть разнообразными. Вот далеко не полный перечень сюжетов:
- в больнице осуществляется какая-то заветная мечта вашего чада;
- дома выписанного из больницы ребенка ждет потрясающий сюрприз;
- в саду или школе детям делают прививки; все в ужасе кричат и брыкаются, и только главный герой, привыкший в больнице к уколам, ведет себя достойно;
- ребята во дворе спорят о чем-то, что имеет отношение к больнице, но по незнанию мелют чепуху, и главный герой выходит из спора победителем, после чего становится среди сверстников общепризнанным авторитетом.
Кто-то, наверное, подумает: «Да разве десятилетние мальчишки играют в куклы?»
Уверяю вас: играют и даже очень увлеченно! Только не надо подавать это в качестве девчоночьей забавы. Скажите, что вы решили устроить театральные репетиции. Дескать, если получится, можно будет затеять домашний театр. А там посмотрим, может, и в театральную студию стоит записаться. Но для начала, конечно, надо потренироваться.
Так что, если у вас мальчик, предложите ему попробовать силы в нескольких амплуа: актера, режиссера и сценариста. Заинтересуйте его, и он с удовольствием включится в игру. Тем более что, как говорилось выше, после больницы у многих детей наблюдается психический регресс. Они на время становятся инфантильными, как бы стремясь вознаградить себя за то, что там им поневоле пришлось столкнуться с «суровой правдой жизни».