Только вряд ли они когда-нибудь поймут, почему у их мам так часто на
глаза наворачиваются слезы, а многие — если не большинство из них —
вообще не помнят мамино лицо. Их с самого рождения окружают чужие люди,
которые в хорошем настроении называют их ласково «даунята», а в плохом
настроении... Впрочем, эти крошки не умеют держать на сердце даже
обиду.
Синдром Дауна среди всех хромосомных болезней человека встречается наиболее часто.
Впервые он был описан доктором Дауном в 1866 году, но только в
1959 году установили его связь с аномалией набора хромосом. Эта
паталогия проявляется довольно типично, внешне ярко. Помимо физических
признаков — бросающихся в глаза болезнь Дауна определяется еще и
умственной недостаточностью. О диагностике, профилактике и возможной
коррекции этого заболевания мы беседовали с доктором медицинских наук,
профессором руководителем отдела генетики МНИИ Педиатрии и детской
хирургии Минздрава РФ главным генетиком России Петром Васильевичем
Новиковым.
? Петр Васильевич, на каком сроке беременности врачи могут диагностировать синдром Дауна?
— Появилась мощная ультразвуковая аппаратура, которая позволяет уже
на ранних стадиях беременности, где-то с 10-14 недель заподозрить
болезнь Дауна. Также на сроке от12 до 16 недель ее диагностируют по
изменениям уровня определенных белков в крови беременной (так
называемые биохимические маркеры). Наконец, сейчас уже разработаны
методы, когда можно определить синдром Дауна безо всяких инвазивных
методов, то есть без забора околоплодной жидкости и без биопсии
ворсинок хориона. Только взяв кровь у самой матери, потому что
беременная женщина носит в своей крови часть клеток плода. Но их очень
мало, и поэтому создана специальная методика по их сбору.
? Насколько этот анализ крови доступен беременным?
— Его используют в центрах пренатальной диагностики в Москве,
Санкт-Петербурге. Это дорогостоящий метод, но зато не требует
инвазивного, оперативного вмешательства в организм женщины. Сочетание
всех этих методов на сроке до16 недель позволяет определить со
100-процентной гарантией, есть ли у плода болезнь Дауна. Это именно тот
срок, когда еще допустимо прервать нежелательную беременность. Другое
дело, что медики только диагностируют факт заболевания, а делать аборт
или нет — решает женщина. И бывают случаи, когда будущие мамы сохраняют
беременность по разным, в том числе и по религиозным, соображениям.
?А как быть с самым ранним определением хромосомных нарушений, скажем, до 8-10 недель?
— Выявить аномалию развития плода посредством УЗИ можно только
тогда, когда сформируются и станут заметны какие-то внешние отклонения,
а это происходит не сразу. Поэтому одно из основных направлений в
работе клинической генетики и медико-генетической службы России состоит
в том, что уделяется большое внимание дородовой диагностике болезни.
Всякая супружеская пара может воспользоваться услугами
медико-генетической службы, которая есть в каждом областном центре
России, и получить бесплатную консультацию по разным вопросам,
связанным с генетическим прогнозом у будущего плода. К сожалению, из
всех обратившихся только 30% пар приходит до того момента, как у них
появился больной ребенок. А большинство родителей — 70% — обращаются за
помощью только тогда, когда уже «грянул гром». Когда у них уже родился
больной ребенок, в частности с синдромом Дауна. Если же еще до зачатия
пройти консультирование, то можно запрогнозировать рождение младенца с
той или иной патологией. Например, у кого-то из родителей генетик может
обнаружить внешние отклонения, признаки синдрома Дауна. Или вдруг
окажется, что кто-то работает с химическими веществами или
электромагнитными волнами. Ведь одна из причин развития синдрома Дауна
состоит в том, что в результате воздействия вредных факторов на ранних
этапах развития зародыша возникает процесс «нерасхождения хромосом». И
у ребенка оказывется лишняя, 21-я хромосома. Кроме того, врач-генетик
подскажет будущей матери, какие анализы и в какие сроки необходимо
сделать.
? Так ли сильно влияет на возникновение синдрома Дауна возраст беременной?
— Очень сильно. У женщин старше 35 лет риск возрастает с каждым
годом. Если среди 19-летних только у одной на 1600 рождается больной
ребенок, то среди 39-летних — уже у одной из 80. Научные исследования
также показали, что к группе риска относятся девушки, забеременевшие до
16 лет.
? Возможны ли какие-то профилактические меры, позволяющие снизить риск в первые недели беременности?
— У нас принято заботиться о женщинах на последних сроках
беременности — освобождать от вредных работ, переводить на более легкие
объекты, а ведь самые опасные как раз первые недели беременности, когда
формируется плод. В это время будущая мама должна быть максимально
ограждена от сильных электромагнитных излучений, плохой экологии. Также
было установлено, что у женщин, которые за 2-3 месяца до и после
наступления беременности получают определенный комплекс витаминов,
гораздо реже возникают различные пороки и аномалии развития плода. В
этот комплекс обязательно должна входить, например, фолиевая кислота. И
напротив, если женщина получает избыток витамина А, то у нее чаще
возникают пороки развития плода. То есть комплекс витаминов должен быть
строго сбалансирован специалистом.
? С чем придется столкнуться матери, которая приняла решение сохранить больного ребенка? Как он будет расти, развиваться?
— Это тяжелое заболевание, которое связано прежде всего с
нарушением нервно-психического развития. Кроме того, оно часто
сопровождается поражением внутренних органов — сердца, почек. Большая
проблема заключается в том, что у нас в России нет таких условий,
которые позволяли бы детям-инвалидам интегрироваться в общество и
занять там полноценное место. Например, в Великобритании есть
специальные рабочие места для инвалидов, такие как сортировка, наклейка
почтовых марок и т. п. Ведь существуют разные формы болезни Дауна. Есть
очень тяжелые, когда больной не способен к общению и к элементарному
уходу за собой, но есть и такие формы заболевания, которые
сопровождаются незначительным повреждением мозга, и эти больные могут
общаться друг с другом, выполнять посильную работу и не чувствовать
себя изгоями.
? Что можно сказать о лечении синдрома Дауна?
— К сожалению, ни в России, ни на Западе нет пока эффективных
методов коррекции данного заболевания. Исправлять хромосомные дефекты
еще никому не удавалось. Имеются редкие случаи психолого-педагогической
реабилитации отдельных детей — когда в результате огромных усилий
психологов они становились полноценными людьми, обучались в обычных
школах и даже могли получить высшее образование. Это говорит о том, что
работа с такими детьми — дело небезнадежное, но требующее специальных
знаний и больших душевных, физических затрат.
?Люди с болезнью Дауна живут долго?
— Они не только долго живут, но и больные женщины могут беременеть
и рожать детей. Даже здоровых. Это будет зависеть оттого, здоров ли ее
супруг и как будет происходить на самом первом этапе формирование
зародыша. А вот мужчины, как правило, бесплодны.
? Когда же можно будет говорить об излечении синдрома Дауна?
— Несмотря на то что ученые полностью провели «инвентаризацию»
генома человека, очень трудно понять, какие факторы влияют на процессы
движения, расхождения хромосом. Сейчас главный вопрос — это дородовая
диагностика. Ведь исследования, о которых я говорил вначале, проводятся
примерно в 70 регионах России, но везде — по-разному, а в некоторых
регионах этого не делают. Медико-генетические консультации есть во всех
областных городах России. И супругам, планирующим пополнение семьи,
желательно посетить их заранее.
Третья – лишняя?..
Главная опасность для ребенка, страдающего синдромом Дауна (с. Д),
исходит не от осстояния его здоровья, а от предрассудков, страха,
безразличия и... жалости окружающих. Именно из-за них возникают
«барьеры» внутри общества, препятствующие людям с синдромом Дауна
получать поддержку, которая им необходима, чтобы участвовать в жизни
общества.
Предубеждение против людей с синдромом Дауна были достаточно
распространены в мире еще 30-40 лет назад, но с тех пор многое
изменилось.
Большие перемены произошли благодаря применению программ ранней
педагогической помощи , таких как «Маленькие ступеньки»,
рекомендованной Министерством образования России к широкому
использованию в нашей стране.
Рост популярности этой программы обусловлен результатами ее
внедрения. Сравнительные исследования показали, что дети, с которыми
занимались по ней, к моменту поступления в школу умели уже гораздо
больше, чем те, кого она не коснулась. Многие из них стали посещать
обычные местные школы. Малыши со средними и даже с тяжелыми нарушениями
учатся читать и писать, общаются с окружающими их «здоровыми» людьми.
Они овладевают этими умениями не потому, что им дают какое-то
«лекарство», а потому, что их учили тому, что нужно, тогда, когда
нужно, и так, как нужно».
По данным, приведенным на IV Европейском конгрессе по синдрому Дауна «Принимаем вызов» около 75% детей с с. Д. в
Европе и в США учатся в начальных общеобразовательных школах
вместе со своими «обычными» сверстниками. В современном мире люди с
синдромом Дауна получают реальную возможность сохранить хорошее
здоровье и жить долгой, полноценной жизнью: получить социальное
признание, учиться в школах для обычных детей, иметь работу.
Так в 1996 г. на Международном кинофестивале в Каннах
бельгийский актер Паскаль Дюкен с синдромом Дауна получил награду за
лучшее исполнение мужской роли в фильме «Восьмой день». Люди с этим
синдромом являются непременными участниками национальных и
международных конгрессов и конференций, посвященных проблемам связанным
с их диагнозом, они принимают участие в дискуссиях и делают доклады, в
том числе и на иностранных для них языках.
К сожалению, наша страна с огромным опозданием включается в
мировые процессы создания равных возможностей для инвалидов, особенно
для инвалидов с интеллектуальной недостаточностью.
Выводы наших специалистов с с. Д., как о больных неполноценных
людях, основаны на наблюдении за детьми в интернатах, где среда крайне
неблагоприятна для развития любого ребенка. Тем более для тех, кто
имеет врожденные нарушения в развитии. По этой причине создаются
необоснованные негативные прогнозы относительно возможностей ребенка с
с. Д. и его будущего.
Но к счастью, перемены постепенно приходят и к нам. Например, в
Москве, в результате сотрудничества Ассоциации Даун Синдром и других
общественных организаций с Московским комитетом образования больше
половины детей с синдромом Дауна дошкольного возраста, конечно из тех,
кто воспитывается в семьях, посещает обычные или коррекционные детские
сады.
Постепенно под влиянием родительских организаций меняется отношение специалистов, государства и общества к таким детям.
Синдром — не главное
Итак, что же означает синдром Дауна для ребенка, его родителей и окружающих их людей? Как помочь такому малышу?
Слово «синдром» обозначает набор признаков или особенностей.
Название «Даун» происходит от фамилии врача Джона Лэнгдона Дауна,
который описал основные физические особенности этого синдрома в 1866
году.
Синдром Дауна — это наиболее распространенная форма отклонений
в интеллектуальном развитии: один из семисот детей рождается с этим
синдром.
Причиной является наличие дополнительной хромосомы. Вместо обычных 46 хромосом человек с синдромом имеет 47 хромосом.
У всех детей с синдромом Дауна будет наблюдаться отклонение в интеллектуальном развитии, от умеренного до сильного.
Хотя синдром Дауна вызван генетическими причинами, развитие
ребенка, как и любого другого, во многом зависит от условий, в которых
он растет.
Дети с этим синдромом значительно отличаются друг от друга по их развитию и способностям, так же как и обычные малыши.
Говоря в общем, дети с синдромом Дауна развиваются медленнее,
чем их сверстники, достигая каждой ступени развития в более позднем
возрасте и оставаясь на ней дольше.
Особый профиль
Нельзя сказать, что дети с синдромом Дауна просто отстают в своем
общем развитии и, таким образом, нуждаются только в упрощенной
программе. Они имеют определенный «профиль обучаемости» с характерными
сильными и слабыми сторонами. Так, во внимание должны быть приняты
приемы, успешные при обучении таких детей, наряду с индивидуальными
способностями, увлечениями и особенностями каждого ребенка.
Факторы, способствующие обучению Сильное зрительное восприятие и способности к визуальному (наглядному) обучению, включающие: способность выучить и использовать знаки, жесты и наглядные пособия; способность выучить написанный текст и пользоваться им; способность учиться на примере сверстников и взрослых, стремление копировать их поведение; способность обучаться по материалам подходящего учебного плана и на практических занятиях.
Факторы, затрудняющие обучение Отставание в моторном развитии — тонкой и общей моторике. Возможные проблемы со слухом и зрением. Проблемы с развитием речи. Более слабая кратковременная слуховая память. Более короткий период концентрации. Трудности с освоением и запоминанием новых понятий и навыков. Трудности с умением обобщать, рассуждать и доказывать. Трудности с установлением последовательностей (действий, явлений, предметов и др.).
Мелкая и общая моторика
Многие дети с синдромом Дауна имеют сниженный мышечный тонус и
ослабленные связки (гипотония), что влияет на их навыки мелкой и общей
моторики. Это может задерживать достижение следующих этапов моторного
развития, ограничивая приобретение опыта в ранние годы и сдерживая
развитие интеллектуальное. При освоении школьной программы особое
значение имеет задержка в развитии навыков письма.
Для того чтобы исправить ситуацию, нужно:
Предлагать дополнительные упражнения, объяснять, демонстрировать и поощрять — все моторные навыки улучшаются с тренировкой.
Делать упражнения на укрепление кисти и пальцев, например, нанизывание
бус, рисование через копирку или кальку, просто рисование, сортировка
мелких предметов, лепка пластилином и тестом, вырезание,
конструирование и т.д. Использовать широкий ряд деятельности, затрагивающей разные органы чувств, и разнообразные материалы.
Часто у нас спрашивают: «Есть ли специальные центры для детей с
синдромом Дауна?» Те, кто задают такой вопрос, исходят из медицинской
или дефектологической модели помощи инвалидам, цель которой — «лечение»
или «коррекция» имеющихся у ребенка отклонений.
Однако в других странах достаточно давно принята
«функциональная» модель поддержки инвалидов. «В конце 60-х годов в
некоторых странах организации инвалидов начали разрабатывать новую
концепцию инвалидности. Она учитывала тесную связь между ограничениями,
которые испытывает инвалид, структурой и характером окружающей его
среды и отношением населения к ним.
«В отличие от медицинского подхода, используемого в
дефектологии... подход функциональный определяет и обеспечивает
проведение комплекса мер, включая возможную коррекцию, необходимых для
того, чтобы обеспечить интеграцию ребенка в жизнь современного общества.
На базе методов функциональной оценки можно выявить
способности, возможности и потребности ребенка, а также определить,
какие услуги следует предоставлять, чтобы в максимальной степени
использовать его способности и помочь ему стать полноценным членом
общества».
Заключая ответ на вопрос о специальных центрах для детей с
синдромом Дауна, хочется сказать, что особую или особенную помощь людям
с синдромом Дауна должны оказывать специалисты, работающие в обычной
сфере образования, здравоохранения и социальной защиты по месту
жительства.
И, наконец, о будущем, которого хотелось бы пожелать российским
детям с синдромом Дауна. Здесь я присоединяюсь к словам лидера одного
из американских объединений родителей Клэр Д. Кэннинг, соавтора
известной книги «К лучшему будущему»:
«Что мы, как родители, можем пожелать Марте в будущем? Я думаю,
самое главное — это принять ее такой, какая она есть и помочь ей стать
как можно более независимой. Я хотела бы, чтобы люди доброжелательно
относились к ней, но не жалели ее, и чтобы у нее была возможность как
можно более полной самореализации, и чтобы она имела те
общечеловеческие права, какие позволит осуществлять ее уровень
развития. Самая большая наша надежда — это то, что, когда нас не
станет, она сможет жить в обычном доме, в окружении «здоровых» людей —
соседей, при деликатной поддержке, а если это будет необходимо, то и
под присмотром, что она сможет узнать радость дружбы, ценность своей
внутренней жизни и пользу работы в атмосфере поддержки».
" Даунята" умеют говорить без слов
Питер Хорн вовсе не собирался стать отцом голубой
пирамидки. Ничего похожего он не предвидел. Им с женой и не снилось,
что с ними может случиться такое. Они спокойно ждали рождения первенца,
много о нем говорили, нормально питались, подолгу спали, изредка бывали
в театре, а потом пришло время... Рей Брэдбери. " И все-таки наш"
Сны запоминаются редко. Но
один я запомнила на всю жизнь. Вагон метро. Мы с маленькой дочкой. На
остановке толпа отрывает ее от меня. Поезд трогается, и только вижу
из-за стекла, как моя кроха растерянно стоит на перроне. А вокруг
чьи-то ноги, сумки. И тут я с ужасом понимаю, что когда вернусь на эту
станцию, то могу малышку уже не найти. Растопчут, задавят. Она - одна,
такая беспомощная и беззащитная, кругом - чужие, равнодушные люди. А я
уезжаю в поезде. От безысходности стало трудно дышать, сердце
остановилось. И я проснулась...
Я не знаю, что должны испытывать родители, которые
не во сне, а наяву вынуждены оставлять детей " на чужом перроне" . Я не
знаю, что происходит с их сердцебиением, когда в роддоме люди в белых
халатах говорят, что их долгожданное чадо - бесперспективно и его надо
отдать на попечение государства.
" Вы родите себе нового, - успокаивают врачи. - А
этот - " бракованный" . " Бракованный" , потому что Бог дал ему лишнюю,
сорок седьмую хромосому. Для чего она - никто не знает. Знают только,
что это " излишество" делает людей с синдромом Дауна непохожими на
других... На Западе их называют " медленными детьми" , потому что
психоразвитие у них замедлено. Все прочие отклонения от физической
нормы - порок сердца, недоразвитие костей - лишь сопутствующие
синдромы, которые могут " быть" , а могут - и " не быть" . За эту "
непохожесть" до последнего времени в медицинской среде считалось за
благо сдавать детей с синдромом Дауна в интернаты. В рассказе Брэдбери
врачи уверяли родителей " голубой пирамидки" , что их долг - дать ей
достойную жизнь. У нас же человека, но немножко другого, проще отнести
к разряду " бесперспективных" ...
Танец надежды
Девятилетний Игорь очень любит строить домики.
Берется ладонь одного человека, потом другого, складываются "
козыречком" , и получается дом... Свой дом, настоящий, у Игорька
появился недавно. Под напором медицинских аргументов молодые родители
написали отказную на сына. Бабушка нашла его в Доме ребенка лишь спустя
год. Несмотря на то что врачи относились к нему неплохо, Игорька с
трудом можно было назвать человеком: он лежал, как аккуратное " полено"
, и только хлопал глазами. Несколько лет бабушка оформляла опекунство
на собственного внука, все это время отмахиваясь от врачей, которые
продолжали убеждать ее, что Игорек - это обуза, он никогда не будет
ходить, говорить, он никогда не отличит собственную бабушку от любой
другой... Сегодня Игорь вместе с такими же детишками с синдромом Дауна
- " даунятами" , как их ласково называют специалисты, - посещает
занятия, где не то что ходит - танцует. Правда, пока не говорит:
семилетнее пребывание в интернате дает о себе знать. Но логопеды
уверяют, что это - поправимо.
Таня, мама которой в свое время не поддалась на
уговоры врачей и оставила девочку в семье, болтает вовсю. Но больше
любит петь. А еще Таня - балерина. Мама Лена, не имея никаких методик
по реабилитации, решила на свой страх и риск, что девочке для развития
полезно будет заниматься танцами и акробатикой. И сегодня хрупкая, как
веточка, Таня вызывает зависть у одногруппников своими грациозными
движениями. У них так красиво пока не получается. Но они стараются. Им
тоже хочется ловить на себе восхищенные взгляды родителей.
" А вы не жалеете, что взяли на себя такую...
такое?.." - мысленно пытаюсь подобрать нужные слова. Но меня понимают
без слов, привыкли понимать. " Да нет, что вы, это же наши дети,
любимые. " Тяжелые" , конечно, как говорят медики. Но они умеют все..."
Необучаемые, бесперспективные, " растения" - каких только слов не
приходилось слышать родителям " даунят" . А они не поверили. И сделали
открытие, о котором на Западе известно уже давно. Секрет синдрома Дауна
в том, что детишек можно научить всему, но ими надо заниматься. В
отличие от других детей, которые способны к самообучению, " даунята"
открываются только в ответ на живой интерес и заботу. А для этого нужна
семья, нужны любящие люди вокруг...
Генетик Людмила Жученко, которая сегодня руководит
отделением диагностики, мониторинга и регистра врожденных пороков
развития у детей Московской области при МОНИИАГе (Московском областном
НИИ акушерства и гинекологии), о том, что люди с синдромом Дауна вовсе
не бесперспективны, узнала не так давно - лет двенадцать назад. До
этого, проработав в роддоме акушеркой, она так же, как и все прочие,
воспитанные на догматических учебниках, была уверена, что " даунята" -
это приговор.
Уже перейдя на работу в МОНИИАГ, Людмила
Александровна столкнулась с семьями, в которых были взрослые и
маленькие " даунята" . " Мне было очень интересно: а какие же они во
взрослом возрасте?" И она стала расспрашивать семьи в деталях и
подробностях. Каково же было ее удивление, когда она узнала, что
бесперспективные детки, которых годами практически " сдавали в утиль" ,
вполне адекватны в быту, не только ходят и говорят, но даже могут
помогать своим престарелым родителям. " И тогда мы, генетики, пришли к
выводу, что для полноценной реабилитации и адаптации людей с синдромом
Дауна главное условие - жить в семье" , - говорит Жученко.
А мы не знали - и купались
" Да видели мы их, все знаем" , - две санитарки
среднего возраста, закинув ногу на ногу, с видом знатоков обсуждают
перспективы новорожденного " дауненка" . На группу специалистов,
которая приехала к родителям для ранней консультации, смотрят с
недоверием. Подозрительные они какие-то, эти " защитники Даунов" ,
рассказывают небылицы про то, что ребеночек будет писать и считать,
петь песни, работать, радовать родителей. И родители уши развесили.
Наивные. Наконец санитарки не выдерживают и вносят свою лепту в
разговор: " Да он все равно умрет. Сколько мы их видели - все умерли" .
Для того чтобы оградить родителей, пораженных
известием о рождении " не такого" ребеночка, от мнения не слишком
разбирающихся в проблеме людей, и был разработан проект " Блистающий
мир" . Им руководит Тарас Красовский - папа девочки с синдромом Дауна.
Проект осуществляется при поддержке Минздрава Московской области,
агентства США по международному развитию и нидерландского посольства.
На Западе проблемой " даунят" озаботились еще лет тридцать назад.
Сегодня они не только учатся вместе с обычными детьми в школах, но и
нормально работают: на предприятиях есть обязательные квоты для людей с
отклонениями в развитии. Актеры, артисты балета, художники с синдромом
Дауна там вовсе не диво. У нас же пока просто приходится пробивать
право на существование ребенка в семье...
Суть проекта в том, что семьи " даунят" ,
объединившиеся в благотворительную общественную организацию " Такие же,
как вы" , помогают родителям новорожденных. Не одни, конечно, а при
помощи специалистов - генетиков, психологов, дефектологов... И для
начала семьям рассказывают правду о возможностях людей с синдромом
Дауна. А главное, родителям дают понять, что они - не одиноки...
Несколько лет назад принцип " чтоб не пропасть
поодиночке" объединил семьи отважных людей, не побоявшихся забрать-таки
своих детишек. Родители просто любили их и выхаживали. И те постепенно
раскрывались, как распускается диковинными цветами сухая ветка
багульника. Мне, например, рассказали про одного мальчика, уже
достаточно большого, который учится в нормальной школе, и никто вокруг,
кроме мамы, даже не догадывается о каком-то его " безнадежном"
синдроме. " Этого не может быть, говорили нам специалисты, -
рассказывает Тарас Красовский. - А мы им показывали своих детей,
показывали то, что они умеют. Получалось как в анекдоте: " Как вы
отдохнули? - Замечательно! - А где отдыхали? - На Алтае. - А что
делали? - Купались в море. - Но там же моря нет?! - Да? А мы не знали и
купались!"
Родители нашли единомышленников среди
медиков-генетиков из МОНИИАГа. Там как раз по приказу Минздрава начала
работать служба мониторинга и регистра, отслеживающая появление в
роддомах детей с отклонениями от нормы. Нашлись и просто увлеченные
люди - нейропсихологи, дефектологи, логопеды, которые разработали
специальную методику реабилитации детишек с отклонениями.
- В семье при правильно подобранном комплексе
физического и психологического развития дети с синдромом Дауна могут
развиваться точно так же, как и их сверстники без отклонений, - говорит
Стелла Шармина, руководитель центра психолого-педагогической
реабилитации и коррекции " Исток" . - Чем раньше начать помогать "
дауненку" , тем меньше он будет отличаться от обычного ребенка. Кстати,
с изменением физического состояния ребенка исчезает и классический
фенотип - внешние показатели синдрома Дауна. Ведь, скажем, отвисшая
челюсть и вывалившийся язык - это всего лишь следствие низкого
мышечного тонуса.
Оставленные на перроне
Статистика показывает, что из " даунят" , сданных в
интернат, до года доживает только половина. В семьях " даунята" тоже
умирают. Но значительно реже - лишь 10%.
В интернатах дети не выживают не от плохого
обращения и не всегда - от болезней. А от ощущения своей ненужности.
Опытные родители знают о неразрывной связи чада с матерью. У " даунят"
эта связь - обостренная. Нателла - мать троих детей. Родившийся с
синдромом Даниил - четвертый. У него очень больное сердечко. Когда
Нателла находится рядом с ним, мальчик идет на поправку. Но стоит
врачам оторвать его от матери хоть на сутки, сохнет на глазах...
Синдром Дауна - не самое тяжелое и вполне
поддающееся коррекции отклонение от нормы. Есть гораздо более серьезные
заболевания: ДЦП, микроцефалия (недоразвитие мозга). Но именно "
даунят" врачи советуют сдавать в интернаты. Почему? " Дело в том, что
все остальные болезни определяются со временем, когда ребеночка уже
забрали из роддома. К нему привыкают, и уже ни за что не соглашаются
сдавать его на попечение государства. Сидром Дауна определяется сразу
после рождения, по внешнему виду, - говорит Людмила Жученко. - В
интернатах " даунята" , вообще-то склонные к подражательству и особо
восприимчивые к окружающей среде, все как " кегли" . Да любого ребенка
не развивай - он станет маугли. Из этого психоневрологи делают выводы,
что они - бесперспективны, и заносят этот вывод в учебники, по которым
потом учатся медики" . Такой вот замкнутый круг...
Математика с телепатией
Одна из мистических индийских легенд гласит, что
люди с синдромом Дауна, раскосыми " марсианскими" глазами - это
реинкарнированные гуру, которые в прошлой жизни страдали грехом
гордыни. За это боги дали им необычную новую оболочку, которая вызывает
настороженность у людей, оставив при этом все знания и глубокое
миропонимание. Люди, которые близко общаются с " даунятами" , говорят,
что эта легенда не так уж далека от истины.
Синдром Дауна - самое загадочное отклонение от
нормы. Во-первых, появление детишек с синдромом никак не связано с
состоянием родителей: ни с наследственностью, ни с алкогольной или иной
зависимостью. Радиация? Экология? Никаких доказательств не найдено... "
Даунята" рождались и сто, и тысячу лет назад, когда природа была
девственно чиста. Есть некая зависимость от возраста: чем старше мать,
тем больше вероятность рождения " дауненка" . Но почему это происходит
- никто не знает...
Во-вторых, " даунята" появляются на свет с
устойчивой периодичностью: за три года существования службы мониторинга
и регистра в Московской области зарегистрирована более-менее стабильная
цифра рождения " даунят" - от 55 до 60 в год. В Москве - 92 в год.
И, в-третьих, выявить детишек с синдромом Дауна в
предродовой период пока не удается. Процент выявления едва достигает
40. Такое впечатление, что они - просто " прячутся" . Им для чего-то
надо появляться на свет. Для чего?
" А за что в организме отвечает эта самая двадцать
первая хромосома?" - интересуюсь у генетика Людмилы Жученко. " Ну,
напишите, что геном ее изучается, идут исследования" , - отвечает она.
Генетики обещали раскрыть тайну двадцать первой хромосомы к 2000 году.
Но, увы, пока не получается.
Возможно, куда ближе к разгадке подобрались
родители " даунят" . В семье Красовских, например, все считают, что
дочка Ксюша - телепат. Наверное, в этом и кроется разгадка ее быстрой
обучаемости. История о том, как Ксюша занимается арифметикой, -
семейная легенда. Сидела как-то вечером девочка с бабушкой и решала
задачки, папа занимался своими делами неподалеку, на диване. Вообще-то
Ксюша арифметику не очень любит, больше ей нравится читать, а тут -
просто Лобачевский, все задания удавались с ходу. Потом позвонил
телефон, папа Тарас ушел разговаривать на кухню. И Ксюша " зависла" -
не может ничего решить, и все тут. Помаявшись минуты три, она вскочила,
оторвала папу от телефона, усадила неподалеку от себя. И начала как ни
в чем не бывало опять " выдавать результаты" . Тарас, слушая задания,
невольно в голове начинал решать задачу, а дочка эту информацию,
возможно, просто " считывала" . Это лишь один случай. В семье уже
привыкли к тому, что Ксюша узнает обо всем без слов.
Глоток чистого воздуха
Обладают ли " даунята" каким-то особыми
способностями или нет - пока из сферы домыслов. Одно понятно уже
сейчас: странные дети учат нас добру и любви. О том, что " даунята"
изначально лишены какой-либо агрессии и на редкость доброжелательны,
знают, пожалуй, все. Но мало кто знает, что сама атмосфера вокруг них
становится иной.
Марина Бартинова, сейчас сотрудник кафедры
специальной педагогики и психологии, впервые встретилась с " даунятами"
во время постановки спектакля " Вишневый сад" . Режиссер решил
пригласить актеров с синдромом Дауна на роль " садовых жителей" . "
Даунята" так искренне входили в роль, что заражали своей энергией всю
труппу. Было в их игре что-то от " высшей правды" . То, чему так долго
и усердно учат на уроках актерского мастерства, они постигали по
наитию. С тех пор Маринина жизнь изменилась, она стала помогать "
даунятам" входить в этот мир. Ее уникальная методика на основе игровой
пластической импровизации, по словам Марины, изобретена в соавторстве с
" даунятами" . " Я поняла, что хочу работать с этими людьми. Хочу
помогать им, - говорит Марина. - Но самое интересное, что они помогают
мне. Вокруг нас витает столько агрессии, а пообщавшись с ними, я как
будто заряжаюсь радостью и светом. Это - как глоток чистого воздуха" .
Я это заметила. Казалось бы, когда приходишь на
занятия, где обучают " трудных" детей, должно возникать чувство щемящей
жалости. К этому я и готовилась, когда шла в центр
психолого-педагогической коррекции. И надо же, жалости не было. Было
любопытство, было удивление. Потому что среди родителей, у которых, по
общему мнению, большое горе, я не видела несчастных людей. Наверное,
они знают что-то такое, чего еще не знаем мы.< /p>
- Едем мы с Ксюшей с занятий, и тут подходит к
нам женщина-кондуктор и говорит: " Я за вами давно наблюдаю, вы знаете,
у нас случилось такое же несчастье" . Хотела я ей сказать: какое горе,
вы о чем? - рассказывает Света Красовская. - А потом не стала ничего
говорить. Дала только телефоны службы " ранней помощи" . Остальное
потом сама все узнает.
Помню, в одной из передач был показан кусочек из
какого-то зарубежного документального фильма о людях с синдромом Дауна.
" Продвинутые" западные " даунята" общались между собой посредством
электронной почты. И был там фрагмент из их переписки: " Что нам делать
с этими людьми? Они нас совсем не понимают" , - писал один " дауненок"
. " Нам надо набраться терпения. Тех, кто нас понимает, становится все
больше. Надо ждать, пока они созреют" , - отвечал ему другой. Но для
того, чтобы созреть, надо начать общаться. А не загонять детей в "
резервации" только потому, что они - другие...