Графические упражнения для подготовки руки ребенка к письму
Наверное (и многие родители с этим согласятся), первоклашке труднее всего приходится на уроках русского языка.
Слабые мышцы пальцев и кистей рук малыша быстро устают. Задача пап и мам - помочь ручкам малыша.
Для
тренировки пальцев можно выполнять и такие упражнения, как "пальчики
здороваются" - кончик большого пальца правой руки поочередно касается
кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.
Потренировавшись, попробуйте "поздороваться" пальчиками и на левой
руке, а затем одновременно на двух руках. "Человечек" - указательный и
средний пальцы правой (затем и левой) руки - "бегает" по столу.
"Слоненок" (средний палец выставлен вперед - хобот, а указательный и
безымянный - ноги) "идет" по столу. Покажите малышу и такое упражнение:
выпрямите кисть, плотно сомкните пальцы и медленно сжимайте их в кулак.
Поочередно выполняйте его каждой рукой вначале медленно, а потом все
быстрее и быстрее. Да вы и сами знаете, как изобразить зайчика,
лисичку, собаку. Научите этому своего малыша.
Но кроме
пальчиковой гимнастики существуют и различные графические упражнения,
способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки,
зрительного восприятия и внимания.
Игра "Я самый меткий"
Ребенок должен проводить линии карандашом, точно попадая в мишени (руку не отрывать).
Пройди по узкому лабиринту и выйди из него, не задевая стен.
Проведи свой корабль кратчайшим путем так, чтобы он не сел на мель.
Попади мячом в баскетбольную корзину.
Попади стрелой в центр мишени (линия должна быть прямой).
Найди выход из пещеры.
Проследи путь бабочки.
Задания вы можете придумать и сами, но старайтесь, чтобы ребенок
проводил линии и прямые, и волнистые, чтобы лабиринты были и широкие, и
узкие.
Игра "Узнай, кто я"
Ребенку предлагается определить по точкам, что
нарисовано. "В этих точках кто-то или что-то спрятано, обведи контур
каждого рисунка по точкам, и ты узнаешь это. Старайся не отрывать
руку". Таким образом по точкам можно рисовать разные фигуры животных,
цветы, посуду, мебель, машинки (так, чтобы не было слишком сложно и
знакомо ребенку). Ребенку в процессе учебы часто приходится
одновременно смотреть на предмет (например, на доску) и списывать или
срисовывать задание. Поэтому-то так важны согласованные действия глаз и
рук, когда пальцы как бы слышат ту информацию, которую им дает глаз.
Многим малышам подобного рода задания даются с трудом, им легче
рисовать по памяти, чем с натуры. В последнем случае внимание у детей
раздваивается и они не могут скоординировать действия глаза и руки.
На листе бумаги нарисуйте постепенно усложняющиеся фигуры и предложите
ребенку как можно точнее их срисовать. Или же нарисуйте домик,
отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Это
задание позволит вам выявить умение ребенка ориентироваться в своей
работе на образец, умение точно скопировать его, выявить особенности
развития произвольного внимания, пространственного восприятия,
сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
Эта методика может использоваться на собеседованиях при определении
готовности детей к школьному обучению. По ходу выполнения задания
обратите внимание на следующее:
какой рукой малыш рисует (правой или левой);
как он работает с образцом, часто ли смотрит на него, проводит ли
воздушные линии над рисунком-образцом, сверяет ли с ним сделанное или,
мельком взглянув на образец, рисует по памяти;
быстро или медленно проводит линии;
отвлекается ли во время работы;
высказывается ли и задает ли вопросы во время рисования;
сверяет ли после окончания работы свой рисунок с образцом. Когда
ребенок сообщает об окончании работы, ему надо предложить проверить,
все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, он
может их исправить.
Игра "Буратино учится"
Для этой игры нужно приготовить тетрадь в клеточку и карандаш.
Буратино начал рисовать и не закончил узор, помоги ему выполнить
задание. Буратино срисовал узор, но наделал много ошибок. Сравни два
узора и найди в работе Буратино ошибки. А теперь нарисуй узор, не
допуская ошибок.
В тетрадях в клеточку можно выполнять и такие задания: вы по клеточкам
рисуете, например, кораблик, домик, грибок, робота, а малыш должен
точно повторить ваш рисунок.
И в заключение "теппинг-тест",
упражнение на развитие выносливости и быстроты мышц кисти руки.
Начертите на листе бумаги 10 квадратов (сторона квадрата не меньше 4
см). В этих квадратах ребенок должен поставить по всей площади как
можно больше точек. Работа в максимальном темпе продолжается 30 секунд,
через каждые 3 секунды ребенок переходит к следующему квадрату. Затем
подсчитайте количество проставленных точек в каждом квадрате и общее
количество точек за 30 секунд. Для работы используйте простой мягкий
карандаш. Количество точек, проставленных ребенком за 30 секунд,
является показателем быстроты работы (максимального темпа), а изменение
количества точек в последнем квадрате в сравнении с первым
свидетельствует о его работоспособности и выносливости. Если ребенок
вначале работает быстрее, а затем идет снижение темпа, это говорит о
быстрой утомляемости. Наоборот, повышение темпа работы или равномерное
его выполнение свидетельствует о высокой работоспособности и хорошей
выносливости. Желательно это упражнение проводить для обеих рук.
Обязательным условием упражнения является работа в
максимальном темпе без остановки. Кроме того, скажите ребенку, что
точки нужно стараться ставить в разные места квадрата, чтобы можно было
их потом подсчитать.