Лето еще в самом разгаре, а некоторые родители уже с трепетом ждут наступления
осени.
дошкольного учреждения – дело ответственное. Тем более, что выбирать сегодня
действительно есть из чего. Часто родители, руководствуясь принципом «ничего
не жалеть для ребенка», считают, что лучший вариант – частный детский сад. О
плюсах и минусах таких садов, а также о том, на что необходимо обращать внимание,
выбирая дошкольное учреждение такого типа, рассказывает Елена Юрьевна Иванова,
директор центра «Детство», заместитель директора НИИ информационных технологий.
Как бы это странно
ни прозвучало, но лучший способ выбрать дошкольное учреждение – поговорить со
знакомыми, которые уже водят детей в детский сад. Вы сможете узнать от них такие
житейские вещи, которые вряд ли прочтете в рекламном проспекте: как проводятся
занятия, внимательны ли к детям воспитатели, вкусно ли кормят, как налажено
медицинское обслуживание, чем занимаются с малышом, чему учат. И что самое главное
– эта информация абсолютно правдивая, на нее ничто не влияет.
Центр «Детство» – это отдел НИИ информационных технологий при Правительстве
Москвы. В его задачу входит сбор данных о проблемах детства по московскому региону.
Центр располагает базой данных дошкольных учреждений с краткой систематической
информацией о каждом садике: тип учреждения (дополнительные услуги), есть ли
иностранный язык, бассейн, спортивный зал), по какой программе работает дошкольное
учреждение. Кроме того, здесь вы получите подробную информацию о школах и кружках.
Вы можете позвонить в центр по телефону (095) 235- 49-14 и заказать интересующую
информацию. Она будет подобрана примерно в течение часа, и вы получите подробную
консультацию у специалиста.
Отдавая чадо в частный сад, не забудьте:
Узнать, есть ли у выбранного вами учреждения документ на ту площадь, которую
оно занимает. В противном случае через полгода садик может переехать в район,
который вам совершенно не подходит.
Познакомиться с персоналом, с воспитателями. Есть частные детские сады, где,
казалось бы, ребенок максимально окружен вниманием и заботой, но иной раз воспитатели
собираются вместе и, не обращая внимание на то, что рядом дети, разговаривают
между собой, обсуждают свои проблемы, не стесняясь в выражениях.
Обратить внимание на качество и количество игрушек, где они стоят, соответствуют
ли возрасту и количеству детей.
Посмотреть, насколько уютно и чисто в помещениях.
Поинтересоваться питанием детей, попросить показать меню. В частных детских
садах обычно четырехразовое питание: завтрак, обед, полдник, ужин. В отличие
от муниципальных садов, в платных учреждениях детям дают фрукты, соки, салаты.
В остальном же меню приблизительно одинаковое.
Поинтересоваться, сориентирован ли детский сад на какую-то школу: частную или
районную общеобразовательную (нередко частные сады работают по системе «Сад
+ школа»), а также, с какими знаниями ребенок придет после этого садика в первый
класс. Хотя тестирования маленьких детей при приеме в школу официально запрещены,
на практике все равно проводятся собеседования, где нужно показать определенный
уровень знаний.
Расспросить о программе и методиках, по которым работают воспитатели.
Многие частные сады внедряют модные иностранные авторские программы. Среди них
наиболее популярна программа Марии Монтессори. Она учит детей самостоятельности,
творческому поиску, расширяет кругозор. Но на практике полностью следовать методическим
и философским принципам, заложенным в программу, достаточно сложно. Для их реализации
нужны высококвалифицированные, специально подготовленные педагоги, разделяющие
и понимающие ее особенности, и специальный дидактический материал, пособия,
которые стоят дорого.
Но существуют и хорошие отечественные программы. Например, «Истоки» – это комплексная
программа, которая отвечает современным требованиям. Она ставит своей целью
комплексное развитие ребенка по четырем основным линиям: социальной, познавательной,
эстетической и физической. А программа «Детство» делает акцент на обучение детей
и их художественно-эстетическое развитие. Программа «Развитие» направлена прежде
всего на умственное развитие детей, дает серьезную подготовку к школе. Программа
«Детский сад – дом радости» учит ребенка мыслить и ощущать себя частью этого
мира, достигать цели.
Где и чему учат воспитателей?
Что касается профессиональной подготовки воспитателя, то в большинстве стран,
как и в России, она осуществляется в специальных учебных заведениях или на
факультетах педагогических учебных заведений.
В Канаде, например, существует курс обучения воспитателей детских садов,
где в течение 2 лет готовят специалистов для работы с дошкольниками. Одним
из предметов в этих учебных заведениях является и физическое воспитание.
В Дании специалистов по дошкольному воспитанию готовят в так называемых педагогических
семинариях, где на протяжении 3 лет будущие воспитатели изучают психологию
и методику обучения детей дошкольного возраста.
В США помимо специалистов общего профиля по работе с детьми дошкольного возраста,
которых готовят в педагогических колледжах, студенты факультетов физического
воспитания университетов при желании могут выбрать специализацию «Обучение
физическому воспитанию в начальной школе», в рамках которой, как правило,
они получают необходимые знания по работе с детьми дошкольного возраста.
В Китае основными видами физической активности воспитанников детских садов
являются подвижные игры, гимнастика, танцы, бег, прыжки, метания.
В Чехословакии на занятиях по физическому воспитанию в детских садах предусмотрены
бег, прыжки, метания, сюжетно-ролевые подвижные игры, игры с мячом.
В Западной Германии на занятиях используются подвижные игры, гимнастика,
бег, прыжки, метания, часто в программу включаются игры на воде и обучение
плаванию. В одном из детских садов в качестве эксперимента в занятия введены
прыжки на батуте.
В Японии в программу детских садов по физическому воспитанию включены следующие
виды физической активности: ходьба, бег, прыжки; метание, групповые подвижные
игры; игры с мячами и ритмика.
В Финляндии, согласно рекомендациям 1984 г., в программу физического воспитания
дошкольников включены такие виды, как гимнастика, упражнения под музыку, подвижные
и спортивные игры, катание на лыжах, коньках, обучение плаванию, развлекательное
ориентирование.
Главное преимущество частного сада перед государственным – небольшое число
детей в группе. Но нередко частные садики в центре города не имеют территории
для прогулок. Хорошо в тех, которые находятся за городом, – там просторно, а
дети все время на свежем воздухе.
В общем, не стоит думать, что частный детский сад обязательно лучше обычного,
государственного. Просто всегда должен быть выбор. Одному малышу будет комфортно
в группе из 20 человек, а другой сможет хорошо общаться только в коллективе
из 5—7 детей в комнатах, которые так похожи на домашние. Так что выбор хоть
и есть, но он не за вами, а за маленьким гражданином.
Если вы отдаете ребенка в частный детский сад, необходимо:
Определиться, насколько далеко от места, где вы живете. По-хорошему
нужно остановить свой выбор на садике, который находится рядом с домом,
или таком, где предусмотрена доставка детей до учреждения и обратно. Ознакомиться с лицензией на образовательную деятельность и Уставом дошкольного
учреждения. Внимательно изучите предлагаемый вам договор. В нем обязательно должен
быть указан комплекс услуг, который предоставляется, условия оплаты и
режим пребывания ребенка в детском саду.
В документе должны быть детально оговорены права и обязанности двух сторон.
В своей графе родители должны обязательно указать на те моменты, которые
для них важны. Например, чтобы малышу не давали тех продуктов, которые
ему нельзя есть, чтобы не кричали на него – он слишком раним, чтобы не
делали без вашего ведома прививки. Даже то, что, возможно, вы будете забирать
ребенка из садика на два часа раньше — должно быть записано в договоре.
В противном случае могут возникнуть проблемы и трения с администрацией
сада. Вообще, к моменту подписания документа родители должны четко сформулировать
свои пожелания, чтобы ничего не упустить. В детском саду не согласны с
поправками? Не нужно идти на конфликт: постарайтесь деликатно, спокойно
доказать, что то, о чем вы просите, очень важно для вас и вашего малыша.
Если же к согласию не удается прийти, значит, ваши запросы не совпадают
с возможностями данного садика. Стоит поискать другой.
|
А вот проконтролировать соблюдение ваших требований вы сможете, если:
- будете подробно расспрашивать ребенка о времени, проведенном в саду;
- несколько раз неожиданно посетите группу, в которую ходит ваш ребенок;
- как можно чаще общаться с воспитателями, нянями.
И еще один пункт.
Обычно в договоре указывается размер оплаты за детский сад. Но во многих
комерческих учреждениях есть вступительный взнос, который может и не упоминаться
в документе. На это стоит обратить внимание, так как в случае конфликтной
ситуации родители не смогут его оспорить. В договоре должно быть записано
следующее: «Цена, уплаченная по договору,
не может изменяться в течение срока пребывания ребенка в дошкольном учреждении».
Тогда вы сможете защитить себя от дополнительных
расходов на указанный в документе период
времени.
|
Комплексное развитие
Комплексное развитие ребенка включает в себя:
- Игры. Их должно быть много, чтобы малыш мог раскрыть свой творческий потенциал.
- Занятия. К школе ребенок должен уметь читать и считать.
- Физкультуру. Чтобы чадо росло здоровым.
- Музыку, танцы. Кроха будет иметь возможность выразить себя по средствам
искусства.
- Разговоры по душам. Формируют отношение к добру и злу, учат сочувствию,
состраданию, верности и другим необходимым для человека качествам.
И очень важно, чтобы не было противоречий между тем, чему учат ребенка в детском
саду и дома. Хорошо, если родители и воспитатели — единомышленники. Например,
педагогика Вальдорфа запрещает телевидение, раннее интеллектуальное развитие.
Если ребенок приходит домой, смотрит телевизор, с ним занимаются по методике
Глена Домана раннего развития, то использование данной педагогики в саду утрачивает
всякий смысл. Или такой пример: родители постоянно говорят о том, что малыша
неправильно воспитывают, учат в детском саду. Вследствие таких разговоров авторитет
воспитателя для ребенка оказывается подорван.
Согласно исследованиям, проведенным центром «Детство», дети, которые хорошо
учатся до школы, к 14 годам устают. Поэтому знания, которые даются в садике,
должны быть дозированы. Оптимальное время, когда ребенка надо начинать приобщать
к интеллектуальным занятиям, – год перед школой. Исключение составляют иностранные
языки, которые воспринимаются лучше всего в раннем возрасте, но и они должны
преподноситься не в форме занятий, а игр.
Зачем нужен детский сад?
- Ребенок быстрее становится самостоятельным
- Малыш учится общаться со сверстниками, жить в коллективе
- Кроха избавляется от эгоцентризма
- Чадо привыкает к режиму дня
- В детском саду больше, чем дома, уделяется времени играм и занятиям.
Каким должен быть детский сад?
- Требования, которым должно соответствовать дошкольное учреждение:
- Эстетические и санитарно-гигиенические нормы помещения;
- Наличие необходимых для ребенка вещей: игрушек, мебели, оборудования;
- Вкусная, полноценная, хорошо приготовленная пища;
- Сердечно и дружелюбно настроенные к детям воспитатели;
- Оборудование для физических упражнений;
- Возможность выбора вида активности;
- Безопасное оборудование помещений, игровых площадок;
- Наличие диетического питания для нуждающихся в нем детей;
- Регулярное чередование активных игр и спокойных занятий с отдыхом;
- Участие родителей в жизни детского сада;
- Элементы новизны и оригинальности в программах детского сада;
- Постоянно действующие программы повышения квалификации персонала.
Психологи рекомендуют:
Оптимальный возраст для успешной адаптации ребенка к детскому саду – период
с двух до трех лет. В этом возрасте дети легче переносят разлуку с мамой, лучше
и быстрее привыкают к воспитательнице.