На самые острые и характерные
вопросы сегодня отвечает педагог-психолог Лидия Владимировна Каганова, консультирующая
родителей и детей в Психолого-медико-социальном центре Северного окружного управления
Департамента образования Москвы.
? Моему сыну уже 2,5 года. Могу посидеть с ним дома еще годик, но боюсь
– не тяжелее ли ему будет потом отвыкать от меня, чем сейчас, пока он еще маленький?
В каком возрасте дети легче всего адаптируются к саду?
Анжела Кожухова, г. Москва
– Каждый ребенок адаптируется к детскому саду по-своему. Но, конечно же, возраст
имеет большое значение. Как ни странно, чем младше ребенок, тем срок адаптации
меньше. Лучше всего дети отходят от мамы в 7–8 месяцев, поскольку между ними
еще нет тесной эмоциональной связи. Но отдавать 7-месячного ребенка в ясли крайне
нежелательно, поскольку тогда тесный эмоциональный контакт с мамой вообще может
не установится. Мне кажется, что нет никакого смысла идти в сад раньше трех
лет: только с этого возраста дети начинают общаться и играть друг с другом.
Кроме того, психологами замечено, что в младшем дошкольном возрасте (в 3 – 3,5
года) быстрее привыкают к садику девочки, потому что у мальчиков в этом возрасте
больше эмоциональная связь с мамой. Так что, если есть возможность, мальчиков
лучше отдавать в сад
в 3,5 – 4 года.
?Я отдала дочку в детский сад и чувствую себя преступницей: не могу спокойно
сидеть и работать, думая о том, что она там плачет и никто ее не сможет успокоить.
Когда отвожу утром в сад, она цепляется за меня, пока воспитательница не оторвет
и не уведет в группу. Это ужасно! Что делать?
Марина Офисова, г. Москва
– Если ребенок по утрам устраивает маме истерику, сделайте так, чтобы какое-то
время его водил в сад кто-то другой, папа или бабушка, то есть человек, эмоционально
менее значимый для ребенка. Если такой возможности нет, постарайтесь не задерживаться
в раздевалке надолго. Продлевая расставание, вы причиняете ребенку еще большие
страдания. Мама нервничает, а значит, ее нервозность передается ребенку, он
начинает бояться еще больше («Если мама так грустна и напугана, значит в садике
плохо, страшно», – думает ребенок). Тяжелые расставания – это чаще всего проблемы
взрослых. Если мама уже приняла решение, что ребенок по тем или иным причинам
будет ходить в сад, бессмысленно нервничать, винить себя и сомневаться: а правильно
ли я сделала? Будьте тверды и логичны в своих поступках. Тревога, сомнения,
неуверенность мамы – все это ребенку передается тут же. Постарайтесь также не
брать с ребенка заранее невыполнимых обещаний. Вот он пообещал вам накануне
больше не плакать в саду. А утром у него снова текут слезы. Мама укоряет: «Ты
же обещал мне не плакать!» Ребенок старается сдержаться, но не может! Зачем
вводить себя и ребенка в этот заранее порочный круг? Постарайтесь ему разумно
объяснить, что у каждого человека в жизни есть свои важные дела, своя работа,
что вам без него тоже будет очень грустно, но это неизбежно.
?Половину прошлого года – с сентября по декабрь моя дочь плакала по дороге
в сад. В этом году все началось по новой. Почему она никак не может привыкнуть?
Жанна Красноруцкая, Воронежская область
– Все индивидуально, ведь дети у нас разные. Кто-то может плакать неделю,
кто-то месяц, а кто-то и год. Конечно, когда адаптация длится целый год, это
не нормально. Но два тяжелых месяца – это все-таки в порядке вещей. Как правило,
в конце концов, к садику адаптируются практически все дети. Учтите еще вот какой
момент: если ваш ребенок отходил в сад неделю, а потом заболел и пропустил две
недели, вам придется начинать все «с нуля». Может быть, из этих трех месяцев
ваша дочь ходила в сад всего месяц? Постарайтесь не оставлять ребенка в этот
период дома, даже если появились сопельки или несильный кашель (конечно, речь
идет только о легкой простуде, а не вирусной инфекции). Или другая ситуация:
у мамы появился лишний выходной день, и она решила провести его с ребенком.
Тем самым период адаптации только продлевается. Если ваш малыш действительно
слишком часто болеет и с огромным трудом привыкает к саду, обязательно покажите
его невропатологу и психологу. Обратите внимание на темперамент своего ребенка.
Известно, что тяжелее всего к саду адаптируются детки-«черепашки», флегматики.
Они все делают медленно, а воспитатель всех подгоняет, торопит. Что происходит
с ребенком? Правильно, он начинает все делать еще медленнее. Обязательно скажите
воспитателю об особенностях характера своего малыша. Предложите воспитателю
заранее отправлять его за стол или в раздевалку.
? Когда я впервые отвела сына в сад и пришла за ним уже через три часа,
то обнаружила, что он описался, постеснялся попроситься в туалет. Между прочим,
к тому моменту он не писался уже больше года.
Светлана Борисенко, г. Калуга
– От сильного беспокойства у ребенка может произойти нарушение регуляторных
функций. Здесь надо рассматривать каждый случай отдельно. То ли это временный
«откат», регресс в развитии, связанный с адаптацией, то ли результат стеснения
перед воспитателем и другими ребятишками. В любом случае, сначала надо наладить
отношения с воспитателем: показать, что вы не перекладываете на педагога все
проблемы, а готовы сотрудничать и помогать. Попросите у воспитателя совета и
обязательно прислушайтесь к нему, а потом уже в мягкой форме изложите свои пожелания.
Большое значение имеет сама форма изложения просьбы: лучше, если она будет звучать
в условном наклонении («хорошо бы», «не могли бы Вы...»), а не как прямое указание.
Что же касается самого ребенка, его ни в коем случае не надо ругать или стыдить.
Скажите ему, что в произошедшем нет ничего особенного, такое часто бывает с
другими детишками, а потом обязательно проходит и забывается. Предложите ему
самому поменять штанишки, покажите, где лежат чистые и куда надо положить грязные.
И... запаситесь терпением. Если вы попытаетесь искусственно поменять его режим,
принуждая ходить в туалет вечером, могут появиться запоры. А эту проблему разрешить
сложнее, чем постирать грязные штанишки.
? Мне кажется, что моя дочка попала в разряд нелюбимчиков у воспитателя.
Я чувствую не очень теплое отношение к ней со стороны персонала. Но мне дочка
ни на что не жалуется и ни о чем не рассказывает. Может, я ошибаюсь?
Зоя Данилина, Московская область
– Многие скрытые конфликты можно выявить с помощью игры. Подробно проигрывайте
посещение ребенком детского сада на куклах. Причем совершенно не обязательно
это должны быть человеческие фигурки, можно взять мягкие игрушки, зверюшек и
конструктор, чтобы представить спальню, игровую комнату и так далее. Конечно,
от мамы это требует больших усилий, фантазии, интуиции. Зато ребенок в игре
раскрывается наиболее полно. Итак, что делать, если мама услышала из уст зайчика
или солдатика («воспитателя») много для себя неожиданного и, может быть, неприятного.
Что делать? Опять же попытаться наладить контакт с воспитателем. Ни в коем случае
не высказывать свои претензии в резкой форме. Прежде всего, постарайтесь оценить
нелегкий труд этой женщины, посочувствуйте ее тяжелой работе. Попросите не утаивать
никаких проблем и делиться с мамой всеми своими претензиями к ребенку. Попросите,
наконец, совета, как это можно исправить дома. Продуктивны только партнерские
отношения с воспитателем. Если контакт установить не удается, а ситуация достаточно
тяжела, думайте о переходе в другую группу, сад.
? Мой ребенок постоянно жалуется, что его дразнят в группе, или игрушки
отнимают, или смеются над ним. Он у меня такой тихий, безответный, никак не
может за себя постоять. Как ему помочь стать «своим» в коллективе?
Ирина Кулова, Ростовская область
– У детей своя система ценностей. Они могут любить не самую добрую девочку
Машу только за то, что она классно играет и всегда что-то придумывает. Они могут
не любить мальчика Петю, вроде бы опрятного и красивого, но подавляющего остальных
детей и не умеющего слушать других. Есть еще один момент: дети всегда чувствуют
отношение взрослых и проецируют это отношение на себя. Бывает, что воспитателю
ребенок (или его мама) чем-то не нравится. И целый день дети слышат только одно
имя из ее уст: «Вот, Ваня, ты опять не закрыл воду! Ваня, ты, как всегда, медленнее
всех! Вы только посмотрите, что Ваня здесь нарисовал!» Поскольку у детей своего
опыта нет, они прислушиваются к словам взрослого и перенимают его отношение.
Выход здесь тот же: формировать окружающую среду и вступать в контакт с воспитателем.
Некоторые родители считают, что приносить угощения или подарки для других детей
– это все равно, что пытаться «купить» их дружбу. Но если это приурочено к какому-то
торжественному событию (именинам или дню рождения), почему бы и не устроить
для всех праздник? Можно, наконец, самим придумать повод и объявить однажды
в группе праздник воздушных шаров или шоколада. Конечно, такие мероприятия не
стоит придумывать часто. Как еще могут родители помочь своему ребенку наладить
отношения со сверстниками? Возвращаясь домой, не упускайте возможность пройти
с кем-то из ребят по улице, дать детям возможность вместе поиграть вне детского
сада. Предложите другим мамам вместе сходить куда-то в выходные, встретиться
на игровой площадке.
? С тех пор как Миша пошел в сад, его как будто подменили, он стал ужасно
агрессивным: кусается, толкает меня, бьет. Это характер или реакция на садик?
Алена Риходько, г. Саратов
– Это может быть и чувство обиды на маму, и реакция на какие-то ограничения,
с которыми он столкнулся в детском саду, и темперамент, и что-то еще. Родители
должны понять: каждый человек имеет право на эмоцию. В том числе, на эмоцию
отрицательную. Надо показать ребенку, что можно с этой эмоцией делать. Вот драться
нельзя. Но можно шлепнуть ногой по луже. Или стукнуть кулаком по стене. Или
нарисовать свою злость. Скажите ему: «Знаешь, меня сегодня тоже так разозлили
на работе! Давай придем домой, возьмем бумагу и нарисуем свою злость. Как ты
думаешь, какого она цвета?»
Идите через себя, делитесь с детьми своими чувствами. Покажите ему, что вам
обида и раздражение тоже знакомы, что вы его понимаете и сочувствуете.