?Существует ли какой-то определенный режим пребывания в детском садике?
– Детские сады в Москве работают по разным режимам. Есть сады 12-часового,
14- и 24-часового пребывания детей. Может быть режим 10,5-часового пребывания.
От чего это зависит? Окружные управления образования, планируя сеть дошкольных
учреждений в своем районе, ориентируются в первую очередь на родительский спрос.
Есть потребность в садике с группой ночного пребывания – значит, такой садик
будет. Кроме того, во многих садах работают группы кратковременного пребывания,
и с каждым годом их число увеличивается – с 305 групп в прошлом году до 411
групп в этом. Они пользуются у родителей большим спросом, особенно адаптационные
группы для самых маленьких детей. Если двухлетний ребенок ходит в такую группу
2–3 раза в неделю примерно по 2– 3 часа, он легко привыкает к саду. Здесь может
быть 10–15 малышей, они играют, занимаются с воспитателем, гуляют, едят. И потом,
когда через год этих детей приводят в основную группу, на полный день, они уже
не испытывают никакого стресса, никаких проблем адаптации. Платят родители немного:
порядка 150 рублей в месяц, а перед поступлением оформляют ребенку медицинскую
карту. Неудивительно, что группы кратковременного пребывания стали так популярны.
Мы открываем их в зависимости от потребностей родителей: в одном садике может
работать даже две группы, если спрос слишком велик.
? Вольны ли родители забирать ребенка из детского сада в любое удобное
для них время?
– Все вопросы, связанные с режимом, должны быть прописаны в договоре, который
заключается при поступлении! Возможен ли свободный режим или нет, надо обговаривать
заранее, а не во время образовательного процесса. Родители должны понимать одну
простую вещь: в детском саду выписывается меню на один день. Число порций согласуется
или накануне вечером, или рано утром. Мама захотела вдруг забрать ребенка в
12 часов, до обеда. А следом за мамой неожиданно пришла комиссия для проведения
проверки (государственные сады периодически проверяют разные контролирующие
органы, в том числе прокуратура) и стала считать детей по факту. Если обнаружено
расхождение в количестве обедов и присутствующих детей – значит, порция считается
незаконно списанной. Так что, все нюансы должны быть прописаны в договоре. Кроме
того, должно быть уважительное отношение к людям, которые работают в детском
саду. Если вы планируете забрать ребенка пораньше, предупредите накануне педагога!
В обед выпишут на одну порцию меньше. И не будет никаких проблем!
? Кажется, в большинстве детских садов действует такое правило: пятница
и предпраздничный день – заведомо короткие. Воспитатели настоятельно просят
забирать детей на час, а то и на два пораньше. Эта просьба законна?
– Нет такого понятия «короткий день». Детский сад во все рабочие дни должен
работать одинаково. Другое дело, что умелая заведующая организует дежурную группу,
в которой будут находиться дети, чьи родители задерживаются на работе. Если
вам категорично говорят: «сегодня забирайте ребенка пораньше», смело обращайтесь
в окружное управление образования. Вообще, родителям имеет смысл обращаться
туда при любых вопросах, – будь то поиск подходящего детского сада, незаконный
сбор денежных средств или конфликт с воспитателем, который заведующая не может
разрешить. Для того дошкольные отделы в окружных управлениях и созданы, чтобы
оперативно разрешать все подобные проблемы.
? Родители сплошь и рядом сталкиваются с неразрешимой ситуацией: пришла
пора отдавать малыша в сад, а все сады в округе переполнены, «списки очередников»
составлены на два года вперед. Что делать?
– В начале этого учебного года Департамент образования для регулирования ситуации
издал Приказ, согласно которому в каждом детском саду теперь существуют официальные
«Книги учета будущих воспитанников». Любая мама может прийти в сад и записать
своего ребенка в эту Книгу, даже если малыш только что родился. А заведующая
должна выдать на руки маме уведомление о регистрации и сообщить, когда будет
происходить комплектование группы. Дальше происходит следующее: когда весной
начинается комплектование группы на будущий учебный год, вашего ребенка зачисляют
в детский сад при условии, что для него есть место. Согласно Типовому Положению
о ДОУ, утвержденному Правительством РФ, в обычной группе сада должно быть не
больше 20 детей. Если эти места уже заняты, ребенка могут и не принять. Однако
каждая мама вправе поинтересоваться, почему ее ребенок не попал в сад и кто
именно из существующего списка и по какой причине оказался в списке группы.
?Слышала, что есть сады с гораздо большим числом воспитанников в группе...
– Эти заведующие берут на себя большой риск: любая проверка придет и накажет
руководителя за нарушение Типового Положения. Итак, если в саду места нет, обращайтесь
в окружное управление образования, вам обязательно подберут детский сад поближе
к дому, в котором есть места. Если же группа не укомплектована, то вашего ребенка
могут зачислить в детский сад в любое время.
? Могут ли заведующие принимать кого-то в сад вне очереди?
– Определены льготные категории. В их числе: дети одиноких работающих родителей,
дети учащихся матерей, дети инвалидов 1 и 2 группы, дети из многодетных семей,
дети, находящиеся под опекой, дети, один из родителей которых находится на военной
службе, дети безработных, дети беженцев и вынужденных переселенцев, дети судей,
прокуроров и следователей, дети работников образовательных учреждений системы
Департамента образования и некоторые другие категории.
Если ребенок входит в одну из этих категорий, то имеет первоочередное право
поступления в детский сад. Также вне очереди должны быть зачислены дети, чьи
родные братья и сестры уже посещают данное учреждение.
? Это правило распространяется и на специализированные сады?
– Там льготники тоже имеют первоочередные права. Однако комплектование специализированных
садов производится через психолого-медико-педагогические комиссии. Просто так,
с улицы, туда попасть нельзя. Если у вашего ребенка имеется нарушение слуха,
зрения или речи, вы подтверждаете диагноз у специалиста из поликлиники и с этой
справкой обращаетесь в комиссию. Проверив ребенка, комиссия определяет его в
тот или иной детский сад, учитывая по возможности место жительства ребенка.
Если ваш старший ребенок посещает специализированный сад, то младший ребенок,
не имея соответствующего диагноза, не может быть зачислен в этот сад.
? Еще один «режимный» вопрос: сколько воспитателей должно быть в группе?
– Один воспитатель выходит в первую смену, один – во вторую. Вместе с ними
работает помощник воспитателя. Конечно, если есть только один воспитатель, ему
приходится работать на две ставки.
? Если между родителями и воспитателями возник конфликт, нужно обращаться
в окружное управление образования. А что делать, если явного конфликта нет,
но мама чувствует напряженную обстановку в группе или давление на ребенка со
стороны воспитателя?
– Со всеми подозрениями и интуитивными чувствованиями обращайтесь к психологу.
Теперь они есть во многих детских садах. Психолог обязан рассмотреть тревожную
ситуацию с позиции не мамы и не воспитателя, а с позиции ребенка. Есть различные
методы диагностики психического состояния ребенка, когда через игру, тест или
рисунок психолог может выявить его скрытые страхи, эмоции, оценить личностную
и познавательную сферу ребенка. Если есть реальный конфликт с воспитателем или
сверстниками, он обязательно будет выявлен. А если в саду нет штатного психолога,
вы можете обратиться к психологу из вашего районного психолого-медико-социального
центра (их в Москве 37). Какой бы тяжелой ни казалась вам ситуация, относитесь
уважительно как к своему ребенку, так и к людям, которые его окружают в детском
саду. Некоторые мамы начинают идти войной на воспитателя, вместо того, чтобы
спокойно обсудить и разрешить конфликт. Ни к чему хорошему это никогда не приведет.
? Что же делать, если конфликт с воспитателем неразрешим, а перейти в другой
сад невозможно?
– Конечно, вы можете перевести ребенка в другую группу, но будет ли ему от
этого лучше? Хорошо, если есть другая группа такого же возраста, а если нет?
Старших ваш ребенок, скорее всего, не догонит, а с малышами ему будет скучно,
неинтересно. Все-таки прежде всего необходимо понять причину конфликта. Если
речь идет о нарушении прав ребенка со стороны воспитателя, то тогда надо думать
не о переводе ребенка, а об увольнении воспитателя или заведующего.
? Что можно считать нарушением прав ребенка, а что – нет? Например, кричать
на детей правомерно?
– Нет, повышать голос на детей воспитатель не может. Он должен соблюдать Конвенцию
о правах ребенка и закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Это – святое. Прочитав Конвенцию, вы поймете, что насилие, например, может быть
не только физическое, но и эмоциональное, психологическое. Никакое насилие над
ребенком недопустимо, и вольных трактовок здесь быть не может. Случаи увольнения
сотрудников детских садов по причине нарушения прав ребенка есть. Так что родителям
молчать не надо, а следует предъявлять обоснованные претензии специалистам окружного
управления.